Зимой 1987-88 Лешек Чихи и Кшиштоф Велицкий прошли Черную Пирамиду на К2. Участники Международной Экспедиции PZA провесили первый участок выше лагеря 2 – косой траверс длиной около 400 метров. Велицкий и Чихи прошли подготовленый фрагмент, после чего начали восхождение на стену Пирамиды. Гималайцы использовали только веревки, висящие на стене, неся с собой только палатку и необходимое оборудование. Одной рукой двигали жумар по веревке, другой держались за другие 2-3 веревки. Вершина Черной Пирамиды находится на высоте около 7250 м. Там начинается ледовое или снежное поле (в зависимости от условий), на котором обычно ставится лагерь 3. Лешек и Кшиштоф тоже разбили свою палатку в этом месте, однако ухудшение погоды заставило их вернуться на следующий день.
- Как выглядят технические трудности Черной Пирамиды?
- Пирамида, если перенести ее на высоту, например, Татр, это сложность на уровне III+, может IV. Но так как там много старых веревок, сами технические трудности перестают иметь большое значение.
- А старые веревки не покрыты снегом и льдом, как в других местах маршрута?
- Как правило, нет, потому что Пирамида находится на ребре и продувается. В мини углублениях стены образуются пятна снега, или стекловидный лед. А со скал снег полностью сдут. Таким образом старые перила остаются снаружи.
- Является ли использование их правильной идеей?
- С хорошими техническими навыками, несомненно, да, использование старых веревок на этом участке заметно ускоряет процес, ведь прохождение всей пирамиды требует провешивания 1000-1200 метров веревки.
- Экспедициям предстоит еще очень длинный путь. Как выглядит маршрут выше лагеря 3?
- Фрагмент между вершиной Черной Пирамиды и плечом на 8000 м это тоже серьезная проблема. Из набросков и заметок Дениса Урубко следовало, что в прошлом году помимо сераков, которые там много лет, появилось на этом участке много новых трещин. Все зависит от условий. Будет ли там снег, или голый лед – это принципиальная разница. Совсем не очевидно, что здесь можно легко идти. Как раз нет. На плече нужно лавировать, искать дорогу между сераками и трещинами.
Когда я был там в последний раз с Анкой [Анной Червиньской, с которой в 2005 году. он совершил летнее восхождение на К2. Их также сопровождал Дариуш Залусский-ред.] мы вынуждены были отступить из-за непогоды из лагеря 4. Только благодаря тому, что у нас были трекеры, мы смогли найти дорогу и спуститься вниз. На Плече нет никаких технических трудностей, но ориентация на этом участке может оказаться достаточно сложной задачей.
- Где еще восходители столкнутся с техническими трудностями?
- В „Бутылке”. Здесь опять будет зависеть от того, снег там или лед. Если лед, по-моему, штурмовать нужно как минимум вчетвером. Тогда более техничная двойка могла бы попытаться идти быстро без перил, в то время как другие двое обеспечили бы им безопасный спуск. Но для такого штурма необходима гораздо лучшая акклиматизация. Пока что ее нет у участников ни одной из экспедиций.
Ближе к цели, с точки зрения акклиматизации, сейчас русские. Правда, и они не ночевали еще в „тройке”, но уже подошли к этой высоте. По-моему, они должны теперь сделать еще один выход, переночевать на 7300 и выйти по крайней мере до лагеря 4, пусть даже без ночевки. Сделать заброску и спуститься вниз. Только с таким выходом, по-моему, экспедиция имела бы шансы на успех. А на это может не хватить времени.
- Из-за погоды или окончвния экспедиции? Команда Пивцова и Брауна по плану должна подняться до конца февраля.
- И того, и другого. Очевидно, теперь должно быть больше снегопадов и окон погоды будет меньше или они будут короче. Если обещают окно 3 дня, то как правило, это 48 часов в общей сложности.
Второй вопрос - это, действительно, что считать зимой на К2. Русские считают, что она длится до конца февраля. Но если Чикон останется до конца календарной зимы, то русские спустятся или нет? А если бы они попытались взойти на вершину всего за одну ночь с 7300 м, без кислорода, я бы сказал, что риск слишком велик. Шансы успеть до конца февраля еще есть, но очень малы.
- А Чикон?
- У него больше времени, но он проводит его в основном в базе. Алекс вовсе не подготовлен, а его опыт двух попыток восхождения на Эверест зимой показывает, скорее, что он где-то ошибается. Или в каком-нибудь теоретическом предположении, или в планировании, в логистике. В обоих попытках он даже не поднялся на Южное седло.
Теперь, сидя в базе, акклиматизации он не получит. Акклиматизацию дает только активное усилие. Вешать параллельные перила - это тоже безумие.
- Мы не знаем, точно ли шерпы Алекса собираются использовать кислород. До сих пор не было такой необходимости, но что произойдет выше – мы не знаем. Многие люди считают, что так может случиться, учитывая предыдущие зимние экспедиции баска. Как это изменит ситуацию?
- Даже если бы Чикон сам не использовал кислород, находящиеся рядом шерпы в кислородом, конечно, давали бы ему чувство безопасности, и поддержку в случае возникновения каких-либо неприятностей.
- Вы не противник восхождения на К2 зимой с кислородом?
- Я считаю, что если даже на K2 взойдут с кислородом, это будет успех и конец определенной эпохи. Я по-прежнему поддерживаю тезис, что на К2 зимой – из-за температуры, давления, снижения работоспособности - длительное время нахождения на высоте без кислорода, может, и возможно, но, конечно, небезопасно.
- По конкретным зимним условиям на K2 я недавно говорил с Михалом Пыкой, с которым вы вместе изучаете необычный вопрос. Вы не могли бы привести еще эту интересную подробность, о которой вы говорили мне раньше – это наглядно отражает масштаб проблемы, которой является штурм и возвращение с вершины К2.
- Чуть выше АВС начинается подход -там уже провешиваются веревки. Перила ведут к вершине Черной Пирамиды. Да, как уже сказали, только оттуда и начинается настоящая игра – там не столько технически трудно, сколь трудно выбрать путь. Ветер, высота и низкие температуры начинают жестко сказываться. Однако кроме действий выше Пирамиды, нужно еще вернуться вниз. Ты знаешь, сколько спусков с вершины Пирамиды до ABC нужно сделать? 96! Столько раз нужно съехать по перилам. Как правило, вы уже очень устали, как правило, ухудшилась погода, но ты должен сделать 96 спусков, и не можешь совершить ни одной ошибки.
С Лешеком Чихи беседовал Michal Gurgul
Перевод с польского Елены Лалетиной (Russianclimb.com)
12 февраля 2019
|