Альпинизм в России и СНГ

Кирилл Белоцерковский (Алматы)

КАРАКОРУМ 2018: ПОПЫТКА ВОСХОЖДЕНИЯ НА БАИНТУ БРАКК ВТОРУЮ ЗАПАДНУЮ, 6540 М

В июле-августе 2018-го с Максом Тен попытался пролезть новый маршрут на пик Баинта Бракк II западная (Baintha Brakk W II), 6540 м. За два дня добрались до 5800, где начинается крутая часть ребра. Поняли, что не успеем залезть на гору до конца сил, еды и погоды, поэтому уехали вниз.

Баинта Бракк Западная

Баинта Бракк вторая западная.

КАК НАШЁЛ И ПОЧЕМУ ВЫБРАЛ ЭТУ ГОРУ
Всю зиму рассматривал фотографии и обсуждал возможные варианты с пакистанским туроператором. В итоге выбрал вторую западную Баинту. Нехоженная гора высотой 6540 метров стоит в западном гребне главной Баинты. Главную вершину высотой 7285 метров иногда называют Огре. С севера под гребнем лежит ледник Сим Ган, а с юга массив Латоков. Я читал только об одной экспедиции, которая ставила себе целью восхождение на главную Баинту с севера, но ребята даже не начали маршрут — не было погоды. Про меньшие вершины, а их там много, никто не писал.

Показал картинки Максу, ему понравилось. Осталась главная проблема этапа подготовки — деньги. Наши экспедиции частично финансирует Министерство Спорта и Туризма. Пока мы ездили поближе — Терскей, Ала-Арча, Каравшин — денег хватало. Сейчас нужно много. Пришёл к Баглану Жунусову, описал ему ситуацию. Он сказал: «Давай смету, деньги будут». Без его помощи ничего бы не вышло.

ДОРОГА ДО АСКОЛЕ
За сутки, с долгой пересадкой в Дубае, долетели до Исламабада. Там жарко и душно. Переночевали в гостинице, познакомились с ребятами из американо-бельгийской экспедиции и утром все вместе поехали в аэропорт, чтобы улететь в Скарду. Не тут-то было. Самолёт в Скарду отменили из-за непогоды. Поехали на машине. Обычно путь занимает сутки. Мы ехали двое, потому что часть дороги смыло в Инд. На месте разрушенной дороги образовалась пробка, в которой мы провели восемь часов.

Приехали в Скарду. Познакомились с Али, нашим тур-оператором. Сходили на базар, купили орехов. Остальную еду закупили наши повара Ибрагим и [ещё один] Али. Мощные кухонные шаманы, как выяснилось позже. Почему их оказалось двое — не знаю. В счёте компании, которая всё организовала, был только один.

На джипах выехали в сторону Асколе — последней деревни в верховьях реки Бралду. Оттуда одна тропа ведёт в сторону ледника Балторо, где К2, Броуд пик и Гашербрумы. Другая — в сторону ледника Биафо, нам туда.

Дорога идёт вдоль крутого берега Бралду. Когда ехали под скалами, сквозь лобовое стекло нашего джипа пролетел камень размером со спичечный коробок. Он прошёл между водителем и нашим поваром Ибрагимом и легонько стукнул меня в правое колено. Такое везение: прими он чуть в сторону, попал бы в лицо Ибрагиму и наша экспедиция отложилась бы на несколько дней. Если бы попал в водителя, быстро закончилась бы не только экспедиция. Попади сильнее — повредил бы колено и всё, приплыли. Но обошлось. Отлично, приехали в Асколе. Поселились на огороженной лужайке возле главной площади.

ТРЕКИНГ В БАЗУ И СЮРПРИЗ
Поспали в Асколе и пошли. Сначала тропа идёт по раскалённому песочку, потом сворачивает налево, к леднику Биафо. В нижней части он сильно разорван и присыпан мореной. К обеду дошли до стоянки Намла. Стоянки вдоль ледника находятся на моренных валах или за ними. Стоянок много, между ними через 3–4 часа неспешного хода.

Вершины над ледником Биафо. Стоянка Накпогоро находится у основания одной из них

На первую ночёвку встали неожиданно рано. Ну, значит, так нужно. Портеры натянули тент над стенкой из камней и принялись под ним жить. Нам поставили столовую палатку и повара завели свою ревущую керосиновую плиту. Сначала было как-то не комфортно от такого сервиса, но потом, что сделаешь, привыкли. Ну хоть свою палатку поставили сами.

Портеры под тентом на стоянке Накпогоро. За мореной ледник Биафо

На следующий день по пологому леднику дошли до стоянки Баинта. Стоянка прячется за высоким моренным валом. С одной стороны от него большой холодный ледник, с другой — свежая трава, кусты, медленный ручей и несколько небольших озёр. Вечером случилось странное. Ибрагим — наш повар и проводник, спросил, куда именно нам нужно: направо на ледник Баинта Лукпар или останемся тут. Я удивился, ответил, что нам вообще не сюда, а в самый верх ледника Биафо. Ибрагим попытался переубедить меня, дескать, сюда. Но я-то точно знаю, куда нам нужно! Пришёл сирдар — главный по носильщикам — Мухаммад. Но и он меня не переубедил. Портеры, повара, сирдар — все уверены, что нам дальше не нужно. Выходит, наш тур-оператор дал такую информацию. Вот так поворот! Договорился со всеми, что пойдём дальше. Правда, это обойдётся в 900 долларов. Хм.

За следующий день дошли до стоянки Накпогоро. Над ней стоит небольшой по местным меркам жандарм — безымянный пик 5470. Выглядит так:

Портеры стартуют от стоянки Накпогоро. На фоне жандарм (!) в западном гребне пика 5470

УСТАНОВКА АВС
К полудню 25 июля дошли до стоянки Карпогоро. Поставили лагерь. Подошёл Мухаммад и через Ибрагима сказал, что портеры не могут идти на ледник Сим Ган, потому что у них нет солнцезащитных очков. Ну… пожалуй, и вправду не могут. Обсудили и решили, что на Карпогоро будет база, а на Сим Гане — ABC. Это аббревиатура от английского advanced base camp — передовой базовый лагерь. Тогда идея казалась неплохой, но в итоге оказалась не самой удачной.

Ещё Мухаммад сказал, что портеры хотят чаевые. Вместо некоторых портеров работали ослы, им тоже положены чаевые. Понятно, что деньги разделят люди, но забавно считать, что платишь ослу.

Мухаммад и ещё один парень взялись помочь нам занести вещи на ледник. Возле Карпогоро ледник разорван, но не сильно. Мосты держали, но несколько раз я поболтал ногой в трещине. Под низкими облаками дошли до устья Сим Гана и свернули направо. Трещин стало поменьше, зато снег раскис. Мы проваливались по колено, а под снегом — вода. Мне и Максу всё едино, у нас хорошие ботинки, а на мужиков в их пластмассовых городских штиблетах было холодно смотреть.

Справа в облако уходил склон гребня, в котором стоит «наша Баинта». Слева — пологие бугры, высотой под 6000. Подошёл Мухаммад:
— Ай эм… Корпогоро!
— Не-не, чего это?
— Но слипинг бэг!
12 утра, какой слипинг бэг? Он согласися, но сказал, что готов идти ещё час. Максу высота в 4800 далась через боль, тошноту и слабость. Нам и самим дальше не сильно хочется. Дошли до озера в леднике, слева от которого виднелась морена. На ней и поселились. Довольные портеры ушли вниз, мы принялись ровнять площадку. Лагерь получился прикрытым от ветра, с ручейком в 15 метрах от палатки. Из облака с грохотом посыпались снежинки.

Переночевали и поняли, что ловить тут нечего. Валит снег, видимость 50 метров. Чтобы не есть высотный паёк и не жечь газ почём зря, пошли в базовый лагерь. Видимость ни к чёрту, непонятно, где кончается снег и начинается туман. Долго-долго шли на запад, ориентируясь на ощущения и компас в часах. Оказалось, что ушли вверх, в сторону ледника Таху Ратум. В голове два часа без остановки крутилось «Белое безмолвие»:

Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лёг ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество,
Должен встретиться кто-нибудь.

В лагере Али и Ибрагим накормили нас обедом на скорую руку и принялись колдовать над казанами. На ужин приготовили пиццу. Вот, только вдумайтесь: высота 4600 метров, четыре дня хода от ближайшей деревни, а тут пицца.

Базу тоже засыпало снегом. Столовая палатка сложилась сама собой. Мужики готовили вприсядку.

Утром 29-го снова пошли в горы. Как только слезли на ледник, моя нога провалилась в трещину. Ну провалилась и провалилась. Сижу качаю ногой, забавно же. Тут почувствовал неладное: в ботинок по штанам заливается вода. Чёрт, это не трещина, а какой-то водоём! Быстро вытащил ногу, но в ботинок всё равно немного залилось. Облака никуда не делись, но дорога знакомая. Дошли до ABC. Решили, что на акклиматизацию пойдём на безымянный пик 5935, прямо над лагерем. Казалось, что к вершине ведёт осыпь, и недлинный снежный гребень.

Пологие вершины на верхней стороне ледника Сим Ган. Мы сходили на пик 5560, он в центре кадра

АККЛИМАТИЗАЦИЯ
Проснулись, лениво собрались и пошли. Я провалился в трещину, но только наполовину. Вспомнил слова местного аксакала: «На Семи Гане трещин нет». Не, ну по каракорумским масштабам это, конечно, не трещины. А для меня всё, куда можно улететь не касаясь стенок — трещины. Выбрался, пошли дальше. Сначала по пологой осыпи с островками зелени. Это на пяти тысячах-то.

Я несколько останавливался, чтобы дождаться Макса. Каждый раз, когда он догонял, заводил одну и ту же песню: «Зачем мы сюда лезем, больше никогда в жизни, лучше бы поехали на море». И так на протяжении всего подъёма. Я не выдержал: «Давай сделаем так: ты пойдёшь вниз, я схожу на акклиматизацию, потом залезу на [соседнюю] 6200 и спокойно поедем домой. М?» Чёрт, это было грубо. У меня, кажется, нулевая способность к эмпатии. Макс собрался и дальше держал себя в руках.

Под самым верхом вышли на крутой снежный гребень. Доставать верёвку поленились, поэтому связались корделетами. Гребень подо мной гулко ухнул, но остался на месте. Ну и славно, идём дальше. Через 20 метров выбрались на площадку под вершиной. С востока её прикрывает жандарм, с юга и запада — снежный гребень, зато на север открывается панорама ледника Сим Ган. Ещё видно вершины бассейна Биафо и немного Хиспара.

Не обсуждая решили жить там. Высота 5560 метров, то что нужно для первой акклиматизационной ночёвки. Весь день горы вокруг прятались под облаками, но к вечеру открылись и мы увидели свою. Ого. Скальный «огурец» в начале правого ребра оказался круче, чем на фотографии. На глаз только на «огурце» верёвок 15, причём все крутые. Будь рядом Иван Темерев, он заиграл бы мышцами на мощных ручищах и засобирался туда. Но Ивана не было, мы коротко обсудили и решили лезть по левому ребру. Оно менее крутое, там больше льда, а скал всего верёвок 10.

Главная Баинта Бракк и её западный гребень. Ближе к главной вершине 1-я западная, 6660 м, правее (под бо?льшим облаком) — 2-я западная, 6560. Вид с вершины 5560

Я вертел головой по сторонам и вспоминал карту и фотографии. Справа, на западе — перевал Хиспар Ла, с него на юго-запад стекает ледник Хиспар. Слева от перевала — Солу Тауэрс. Ещё левее — Броуд Тауэр. А к югу от неё стоит красивый Сосбун Бракк. Снизу, с ледника его вершина кажется двумя ушками, а сверху видно, что от ушек до вершины лезть и лезть. Прямо перед нами, строго на юг — западный гребень Баинты. Гребень начинается с главной Баинты, правее — первая западная, за ней вторая, наша. Остальные, насколько я знаю, безымянные и нехоженые.

Забрались в палатку, я расстегнул молнии на ботинках и попытался снять внутренники. Не вышло. Я пыхтел несколько минут, пока Макс одним движением не распустил шнурки. Устал, высоко, вот и не соображаю.

Утром по гребню пошли в сторону вершины 5935, чтобы акклиматизироваться получше. В ста метрах от нашей вершины обратил внимание на небольшую лавину, уехавшую с западного склона. Ещё полчаса шли по гребню. Из-под ног на восточный склон уезжали снежные катышки размером с колесо от Камаза. Глубокий снег раскис, несмотря на 9 утра. Гребень упирается в снежный склон, который смотрит на запад. Как раз на таком сошла доска недалеко от вершины 5560. Посидели, обсудили. Склон вроде пологий, но для лавины хватит. Не захотели лезть на перегруженный лавиноопасный склон и пошли обратно.
Вернулись к палатке, обдумали ситуацию и остались там ещё на ночь. Две ночёвки на 5500 лучше, чем одна. Утром, пока снег твёрдый, спустились на ледник.

Чтобы целый день не сидеть без дела, перенесём лагерь поближе к горе. Упаковали всё в рюкзаки и пошли. Ну как пошли. Так, поплелись, отдыхая каждые 20 минут. Я шёл первым и проваливался в раскисший снег по колено и выше. Прошли 200 метров и поняли, что с такими рюкзаками по такому снегу идти не сможем. Решили сделать две ходки. Оставили часть вещей и пошли. Картинка менялась непривычно медленно. Казалось бы, до ледопада на склоне справа рукой подать. Ан нет, целый час ходу. И так несколько раз: выберу ориентир что поближе, а оказывается, что он ой как далеко. Ледник сделался круче, но ненадолго — за ступенькой началось очередное плато. По нему прошли ещё с полкилометра и признали, что лагерь будет тут. Нашу гору уже видно, идти вроде недалеко. Пойдёт. Но впереди вторая ходка. Оказалось, что по пробитой тропе идти куда приятнее. За час дошли до рюкзаков и, поскрипывая, пошли обратно. Даже успели до темноты. Палатку поставили просто на снегу. На противоположной стороне ледника вроде читались какие-то камешки, но до них так далеко! Не, живём тут.

Опасались, что через пару дней потеплеет, снег начнёт таять и нас подмоет. Успокоили себя тем, что когда потекут ручьи, мы будем уже на горе. Высота лагеря — 4900 метров. Поужинали гречкой с сыром и легли спать. Следующие два дня лежали в палатке, отдыхали. Я дочитал очередную книжку про лавины, Макс посмотрел все фильмы в телефоне.
Вечером накануне выхода я собрал из палок треногу и подвесил на неё рюкзак со всем, что не понадобится на восхождении: частью еды, газа, книжек и всего такого.

ПОПЫТКА
Стартовали 4 августа в 5 утра. Снег держал, мы спокойно шли к левому ребру. Макс шёл тяжело, я забрал у него верёвки. На пути лежал лавинный вынос. Казалось, что он не добавит проблем, поскольку обычно они жёстче, чем весь остальной снег. Но то обычно. Тут вынос был глубоким и рыхлым. Макс полегче, поэтому он прошёл по фирну там, где я проваливался до середины бедра. Через сотню метров он встал, чтобы дождаться. Отметил: меня разозлило, что вместо того, чтобы копать нормальную тропу, по которой смогу идти ещё и я, он прокрался на цыпочках. О, разозлился, забавно. Ладно, пляшем дальше. Подошли к снежному склону под центром северной стены. Надели кошки, пристегнули инструменты и началось.

Я в верхней части ледового склона. Скоро траверс налево и ночёвка

Часто комбинированные маршруты в больших горах маршруты начинаются от бергшрунда — трещины в месте перехода с пологого на крутой лёд. Нам повезло, через берг лежал снежный мост. Две верёвки крутого снега вывели нас в основание ледового жёлоба, который выше упирается в крутую стену. Ничего не падало и мы лезли к «носу» — сераку характерной формы, чуть ниже начала скал. После первой верёвки на льду начали вешать перила. Почти везде лёд был достаточно плотным, чтобы безопасно лезть и страховаться, а в основании снежных грибов он был рыхлым и слоистым, буры не держались, клювы инструментов резали, пока не упирались в более плотный слой. Снежные грибы — это такие кучи снега размером с легковой автомобиль, которые стоят на тонкой ножке в неестественном положении и почему-то не падают.

В ста метрах справа постоянно что-то рушилось: сверху отламывались куски льда, несколько секунд летели не касаясь скалы, а потом врезались в склон и с грохотом рассыпались на осколки. Бррр.

Траверс налево под скалами. Вверх не захотелось, лёд совсем тонкий

Наш жёлоб упёрся в ледовую речку, по которой мы планировали лезть выше. Вблизи речка оказалась чересчур тонкой, поэтому полезли траверсом влево, к соседней. Лёд был не очень крутым, около 70°, зато под ним часто встречались скалы. Поскольку мы вешали перила, на полторы верёвки траверса мы потратили около часа.

Я сделал станцию в основании внутреннего угла со льдом. К этому времени мы без остановки работали 15 часов и изрядно вымотались. Рельеф казался крутым, сумерки наводили тоску. Было очевидно, что по светлу вылезти на гребень не успеем. Ночуем.

На 20 метров ниже станции приглядели выполаживание на льду. Спустились и принялись рубить лёд. Через час получилась полка, на которой мы комфортно сидели. Отлично! Собрали палатку, Макс пошёл внутрь расстилать коврики, а я остался снаружи рубить лёд для воды. Высота 5600 метров. На окрестных вершинах тлели последние пятна заката, ледник внизу лежал в холодной мгле. Ну… хотя бы ради этого вида стоило сюда забраться.

Наш телефон не видел спутники, которые нужны ему для работы, их перекрыла гора. Это значит, что не получится отправить домой сообщение о том, чем мы тут занимаемся. Вечером накануне я написал Ольге, что мы стартуем. Она, вероятно, волнуется.

Ночь прошла быстро, мы неудобно, но спали. Проснулись в 5 часов, стартовали в 7. Угол и вправду оказался сложным. Пока ковырялся над первой ступенькой, сколол кусок льда, который попал точно в Макса. Он хорошо переносит удары, но тут попросил таймаут, значит прилетело сильнее обычного. Я пролез первую ступень, понял, что не вылезу с рюкзаком и повесил его на ледобур. Выше ещё одна ступенька. Тонкий лёд отслаивался от скалы, образуя удобную ручку. Я положил инструменты на плечо, взялся за ледовую корку и шагнул наверх. Корка сломалась, я полетел вниз. Не успел разогнаться, по пути схватил карабин длинной оттяжки и повис на нём, даже не нагрузив верёвку. Встал на полочку, собрался с мыслями и вылез. Чего это я?

Макс поднялся с моим рюкзаком на плечах, свой вытащил через блок-ролик. Я помогал уставшими руками, но проку от меня было мало.

Самый страшный кусок льда, который я пролез когда-либо

Следующая верёвка — внутренний угол с тонкой коркой льда. Сначала-то угол пологий, а лёд толстый. Выше угол круче, а лёд сильно тоньше. Клювы инструментов легко пробивали корку и со звоном отскакивали от скалы. На каждый удар кошкой весь лёд в углу отвечал гулом. Что-то подобное я лез на маршруте Ручкина на Свободной Корее, но там тонкая корка длилась пару метров, а тут, казалось, волнительно долго. Я думал: «Ну нет, кусок страшного льда нас не остановит!» Первый камалот положил через пятнадцать метров после ледобура, закрученного в основании угла. Дальше по простому вылез в ледовый жёлоб под гребнем.

То ли я устал, пока боролся с углами, то ли начала сказываться высота, но лез медленно. Несколько раз за верёвку повисал на бурах, чтобы отдохнуть. Ещё 150 метров льда и мы оказались у основания скального бастиона высотой 300 метров. Альтиметр показал 5800 метров. Когда рассматривал гору снизу, планировал добраться до этого места за день. Может даже проскочить чуть выше. А тут два дня напряжённой работы. От постоянного напряжения у меня разболелись руки. К последней станции подгребал морщась от боли при каждом ударе инструментом. Когда смотрели с ледника, видели тут ледовые речки, а сейчас — только скалы, лёд растаял. Мы стояли на крутом ребре, справа от которого северная стена, а слева — ледовые склоны, спускающиеся с восточного гребня. Срубили кусок льда и соседнего гриба, получилась отличная полка шириной в три четверти палатки. Та часть полки, что раньше была грибом, нависала над крутым кулуаром. Я, когда ровнял площадку, нечаянно проткнул полку. Глянул в дырку, а там кулуар. Присыпал снегом, как будто ничего не было.

Меня волновало отсутствие связи. Нам-то нормально, а вот домашним — нет. Лезем медленнее, чем планировали. Чувствуем себя так себе. Акклиматизации явно недостаточно. С нашей скоростью скалы пролезем в лучшем случае за два дня. Выше скал работы ещё дня на два. По прогнозу, погода к тому времени закончится. С такими мыслями легли спать.

Утром проснулись с головной болью. Ну ещё бы, у Макса это первая в жизни ночёвка на 5800, у меня первая за 12 лет. Обсудили всё ещё раз и решили ехать вниз. Сейчас мы недостаточно хороши.

Пока собирались, Макс уронил перчатку. Ничего страшного, у него ещё две пары. Первую проушину состыковали с четвёртой попытки, так всегда с первой в сезоне. Зато потом получаются быстро и точно. Пара верёвок по льду, пара через скальный пояс и мы на ледовом склоне, недалеко от места первой ночёвки. Вместо того чтобы спускаться по пути подъёма, поехали вертикально вниз. Через пару часов оказались на крутом фирновом склоне. Спускаться без перил ещё не хотелось, поэтому я вырубил столбик, уехали с него. Ниже склон стал снежным, там быстрее спускаться пешком, поэтому убрали верёвки и ещё сотню метров спускались развязанными. Я шёл первым и оказался у кромки бергшрунда чуть раньше Макса. Заглянул за кромку. Хо, так там метра четыре. Спрыгну! Хм… не. Люди, которые обещали жёнам себя беречь, не прыгают через берги. Выкопал столбик, накинул на него верёвку, пристегнул корзинку и поехал. Свесился через кромку берга и почувствовал, что верёвка режет столбик. В то же время верёвка вдавила корзинку в снег и немного разгрузила столбик. Подо мною снежный конус расходился склонами в две стороны. Один склон — выкат на ледник, другой ведёт в бергшрунд. Подошёл Макс. Я попросил его подстраховать верёвку инструментом. Он воткнул инструмент, пристегнул к верёвке, готово. Мне показалось мало, я попросил его встать на инструмент для большей надёжности. Интересно, над трещиной мост или нет? Макс встал на инструмент, я оттолкнулся и полетел.

Верёвка срезала столбик, вырвала инструмент и вместе со мной полетела вниз. Я пролетел положенное, стукнулся о конус и поехал в трещину.

Сверху на голову прилетел рюкзак. Шея хрустнула, но обошлось. Над трещиной оказался мост — вот и славненько. Значит, не сегодня. Быстро оценил размер потерь. На удивление ничего не болело, разве что шея немного. Выбрался из берга. На верхней кромке стоял озадаченный Макс. Он-то подумал, что я убился. К тому же я улетел с обеими верёвками и одним из его инструментов. Ну то есть он остался наверху без снаряжения для спуска. Закинул ему наверх инструмент и конец верёвки. Макс поймал и сделал самосброс на ледорубах — такой винегрет из ледорубов, репшнуров и верёвки, который позволяет спуститься по снегу и ничего после себя не оставить. Он съехал, потянул за верёвку, чтобы вырвать инструменты из снега, но не получилось. Дёрнул я. Инструмент вылетел и покатился вниз по склону, всё как положено. Но один, так быть не должно. Макс: «Я забыл состегнуть инструменты». Один остался наверху. Я предложил признать его потерей и спокойно спускаться. Макс с трудом, но согласился. Внизу на склоне что-то чернело. О, Макс, я нашёл твою перчатку.

Добрели до палатки. Телефон увидел свой спутник, я тут же написал Ольге что с нами всё в порядке. Следующим утром дошли до базового лагеря. Написал Али, чтобы он выслал портеров. По словам Ибрагима, налегке мы смогли бы добраться до Асколе за два дня, но с караваном дойдём за три.

Портеры пришли через четыре дня, на день позже, чем обещал Али. Всё это время мы провели сидя в палатках, с перерывами на еду.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
На стоянке Баинта встретили швейцарцев, которые пытались залезть на первую западную Баинту — гору, соседнюю с нашей, только с другой стороны. У них тоже не получилось.

В целом спуск до Асколе занял три дня, как и сказал Ибрагим. Мы были бы рады уехать сразу, как пришли, но Ибрагим путано объяснил, что на дорогу сошёл оползень. Позвонили Али, тот сказал ночевать в Асколе. Непонятно зачем, потому что завал явно не разгребут в ближайшие дни. Утром погрузились в джип и поехали вдоль Бралду. Макс с Ибрагимом сидели в кабине, а я и ещё 10 человек — в кузове. Водитель подбирал всех желающих: студентов, школьников, стариков и молодёжь. Те взамен помогли перетащить наши вещи, когда доехали до оползня.
По крутому пыльному склону перебрались через завал. Он и вправду большой и крутой, так просто не разберут. На той стороне команда испанцев. Параллельно с нами приехали их вещи. Мужики погрузились в джипы и уехали. Нашей машины не было. Спустя час машина так и не появилась. Меня этот бардак не сильно раздражал, но немного раскачать ситуацию стоило. Я позвонил Али и спросил, когда едем-то.
— На этой стороне стоит джип, а в нём водитель Азим. Поищи внимательно.
— Али, Азим тут, но его джип на другой стороне завала, он привёз нас из Асколе.
— Аха, понял. За вами приедет другой джип, ждите.
Ну, это Азия, ждать тут в порядке вещей. Спустя ещё два часа приехал джип, на котором мы таки уехали в Скарду.

Главная улица в Скарду днём

В Скарду встретились с Али, организатором нашей экспедиции. Я ему такой: «Али, ты перепутал гору. Я просил доставить нас под северные склоны второй западной Баинты, а Ибрагим, Мухаммад и портеры собирались идти под вторую Баинту, причём с юга. Теперь мне придётся заплатить тысячу долларов портерам за четыре дополнительных дня. При этом вместо того, чтобы жить в комфортной базе, мы ишачили по леднику туда-обратно». А Али в ответ: «Ну я и планировал забросить вас на Сим Ган, но что-то пошло не так. За портеров не волнуйся, контора платит». О, вот это другое дело. Сел в лужу, не стал требовать плату с нас. Я только оплатил дополнительный день работы ребят, которые помогли нам утащить вещи в АВС.

Хозяин сувенирного магазина предложил обменять наше снаряжение на украшения. «У меня разносторонний бизнес». Купил Ольге мраморную лягушку. Друг попросил привезти ему паколь — шапку с плоским верхом и закатанными краями. В таких ходят многие местные в горных районах в Пакистане и Афганистане. Мы ходили по базарным улицам, но паколи, тут их называют читрали, продавали только в сувенирных лавках. Ну нет, не поверю, что все эти деды купили шапки в сувенирных магазинах! Шапки нашлись в магазине с одеждой. Отлично!
На следующий день улетели в Исламабад.

Я шатался по душному городу. Отошёл от гостиницы и маленькими улочками двинул в сторону парка. Всё напоминало Индию, но тут меньше хаоса и гораздо чище. На дорогах много мопедов, в парке на холме, возле Пакистан-монумента много горожан. На кассе попросили 250 рупий за вход, хотя местные платят 15. Ой нет, не хочу. Отошёл в сторону, там стоял припаркованный конь. Нарисовал его портрет и пошёл обратно. Вечерело. Во влажной дымке над горизонтом читались холмы. Среди небольших одноэтажных домов носились дети, играли в футбол. Чуть дальше на разделительной полосе несколько компаний устроили пикник. Ещё дальше на грязной обочине двое чумазых, но довольных мальчишек лет тринадцати что-то варили в котле размером со спутниковую антенну. Кругом в пыли и мусоре копались курицы. Уже в нашем районе передо мной остановилась встречная машина.
— Привет, меня зовут Абрахам. У тебя классная татуировка. Смотри, у меня тоже есть!
— О, круто.
— Мой мастер говорит, что цветные мне не пойдут, поэтому только такие.
— Погоди, а ведь вам не положено делать татуировки.
— Я хозяин своего тела, что хочу, то и делаю.

Вечером по стенам гостиницы ходили гекконы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гора большая и красивая, район интересный. Места для первопроходов — немеряно. Не залезли, потому что не хватило времени, сил и мотивации. Пока хочу вернуться. Посмотрим, что будет дальше.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Отчёт тургруппы МАИ о походе в 2014-м. Я перерыл всё что нашёл на английском, а потом, на всякий случай, поискал на русском. Удивился, когда нашёл подробный и насыщенный информацией отчёт группы Александра Зотова.

Статья о леднике Биафо и Сноу Лейк. Много карт, и фотопанорам с подписанными названиями и высотами. Там я и нашёл первую фотографию с Баинтами. Осторожно, можно залипнуть над картами на несколько часов. Я так делал, знаю о чём говорю.

Подробные карты Гималаев и Каракорума. Очень крутые карты. Не знаю, что там с авторскими правами, поэтому все интересующие скачал себе. И вам советую.

Попытка Эрве Брамасса. Ну даже так: они собрались попытаться, но даже не начали. Зато сходили три горы в окрестностях.

The Ogre: Biography of a mountain and the dramatic story of the first ascent. Книга Дага Скотта о первовосхождении на главную вершину. Помимо драматической составляющей — Даг спустился с поломанными ногами, Крис Боннигтон — с поломанными рёбрами и пневмонией — в книге много информации по истории освоения района.

БЛАГОДАРНОСТИ
Спасибо Баглану Жунусову. Без его помощи ничего не получилось бы. Спасибо Артёму Скопину, без него было бы значительно труднее организовать экспедицию. Спасибо Ольге, которая терпит мои экспедиции, волнуется, и шлёт прогнозы погоды. Спасибо моим потрясающим спонсорам: магазину Спорт Марафон за разное крутое снаряжение, CAMP за надёжное железо, The North Face за удобную одежду, Hanwag за лёгкие и тёплые ботинки.

Источник: https://steelinside.com/karakorum-2018/?fbclid=IwAR3bUgStkxr8SfQfH91xdg1YhoO-8wYh1ExWI6iY-fgKdAttjOeCnpSaXkc