юКЭОХМХГЛ Б пНЯЯХХ Х ямц

Канченджанга, 2011: спасы в стиле "Вертикального предела"

Anselm MurphyИстория жесткая. Рассказал ее участник англичанин Anselm Murphy, который вдвоем с другом, тоже англичанином, Тедом Аткинсом спас девушку с 7400 м. Первоисточник рассказа:

Два дня назад Ансельм опубликовал ее на своем сайте. История из разряда "must read".

Речь о спасении Клео Вайдлих - девушки, которая была в одном с ним пермите. Клео, кстати, была формально лидером команды (по пермиту)

***

Участница Бразильско-американской команды Клео Вайдлих попала в беду на пути вниз с вершины Канченджанги. Она начала терять зрение, а также травмировала  правое колено, на 8500 она порвала связки. Спустилась в штурмовой лагерь на 7500м с помощью своих трех личных шерпов. Утром следующего дня девушка почувствовала себя плохо. Тед Аткинс (участник команды) осмотрел ее. Она жаловалась на сильное давление в глазах. Кроме того,  она передвигалась крайне медленно, часто садилась. Ее отказ от кислорода и лекарств убедил Теда, что у нее отек мозга. Потерю зрения могла вызвать и снежная слепота, но давление в глазах наводило на мысль об отеке мозга. При снежной слепоте у вас ощущение другое, будто песок в глазах.

Все были измождены после восхождения на вершину, и начали спуск.  Клео спускалась с шерпами передо мной, и я ее видел со стороны. Она могла делать лишь несколько шагов, опираясь на шерпов, и затем садилась отдохнуть.  Спуск был болезненно медленным. Я подошел к ней и нашел Мингму Шерпу (организатор этой экспедиции) возле Клео, он использовал ее спутниковый телефон, чтобы вызвать спасательный вертолет. Клео думала, что снять ее вертолет сможет прямо с этого места (7400), но надо было спуститься ниже, желательно в лагерь 3 на 7000м. Я пытался убедить Клео позволить сделать ей укол декса, который помогает при отеке мозга. Она сначала отказывалась, поэтому я говорил с Мингмой, чтобы увидеть, может ли он повлиять на нее. В конце концов мне удалось убедить ее, и через несколько минут прибыл Тед Аткинс, который сделал ей укол.

Я поспешил вниз в лагерь 3 искать подходящее место для вертолета, и найти что-то, чтобы промаркировать его. Тед также решил спуститься вниз, через некоторое время после меня. Я очень устал, и спуск до лагеря 3 был медленным, я должен был делать частые перерывы. Тед позже сообщил, что укол дексаметазона подействовал примерно через 10 минут, и Клео немного оживилась. В конце концов, я добрался в лагерь 3, где было много альпинистов - они остановились для краткого отдыха на их пути спуска до базового лагеря. Я двигался крайне медленно, видимо, из-за обезвоживания, поэтому я воспользовался горелкой Павла Михальского и начал топить лед. Несколько альпинистов также нуждались в питье, поэтому я все время грел воду какое-то время. Тем временем погода изменилась, и видимость стала очень плохой, поэтому вертолет едва ли мог прилететь сегодня.

Тед Аткинс спустился в лагерь 3. Постепенно все остальные альпинисты (около 25-30 человек, те, кто  были на вершине в предыдущий день) покинули лагерь 3 и спускались с горы, остались только Тед и я, и несколько шерпов. Шерпы были озабочены снятием лагеря – палаток, кислорода и другого оборудования. В этот момент Тед и я приняли  решение остаться в лагере 3, с тем чтобы помочь Клео. Мы были очень обеспокоены тем, что шерпы хотели унести вниз все, и ничего не оставить в С3. Как же будет тогда Клео? Шерпы уносили вниз частично использованные кислородные баллоны, и мы понимали, что Клео этот кислород может помочь выжить. Ведь ей придется, как минимум, провести еще одну ночь выше 7000 м..

Мы встретились с сильным сопротивлением от шерпов, когда  попросили их оставить несколько баллонов. Их главной задачей было снятие лагерей, и спасам они большого значения не придавали. Мы нашли одного шерпа, у которого был полный баллон, и предложили оставить его нам, а взамен взять наш , тоже полный, в С2. Невероятно, но, зная, что жизнь девушки в опасности, он начал торговаться с нами за этот кислород.  Согласился продать за $ 400 (обычная цена $ 280). Еще более невероятно, что позже выяснилось, что это был кислород не его собственный, а его клиента, который уже был на пути домой. Не имея выбора, Тед и я согласилась выплатить ему требуемую сумму в базовом лагере. Я был в шоке, т.к. прежде еще знал этого шерпа и относился к нему с уважением. Кроме того, нам удалось выпросить баллон с кислородом  на 2/3 у сирдара после уговоров. Кроме того, нам пришлось жестко спорить с шерпами, чтобы они не сняли и не унесли все до единой палатки в С3.  В итоге нам оставили одну трехместную, чтобы помочь Клео. Сирдар обещал, что если вертолет утром не прилетит для эвакуации Клео, он отправит 5-6 шерпов спасательной команды, чтобы помочь девушке спуститься. Я не понял, почему нельзя было просто оставить их подождать Клео тут, в С3. Кроме того, ни у меня, ни у Теда, ни у Клео не было раций.

Вскоре все ушли вниз. Остались я и Тед. Пришел один из троих шерпов Клео. Он сказал, что Клео и остальные шерпы поставили палатку примерно на 100 м выше лагеря 3. (Лагерь 3 расположен в нижней части большого крутого ледяного серака,  и они решили, что верхушка серака более удобное место для вертолета, чтобы подцепить Клео).  Этого шерпа Клео отправила, чтобы найти какие-нибудь продукты и топливо, чтобы растопить снег. Мы предложили ему свои, но он отказался, а когда я позже спросил Клео, она сказала, что провела без пищи и воды ту ночь. Мы также очень упрашивали его поднять к ней кислород, но он по какой-то причине делать этого не хотел. В конце-концов все-таки взял, но два часа спустя… вернул обратно, говоря, что Клео от кислорода отказалась. (Клео позже сказала, что никакого баллона он ей не предлагал)
Я предположил, что такая ее реакция вызвана отеком мозга, но шерп все же должен был убедить ее взять кислород.

Непонятны были бессмысленные усилия шерпа – сначала поднять баллон, потом спустить его к нам… и снова подниматься на серак…

Было уже довольно поздно, поэтому Тед и я начали укладываться спать. Мы планировали в это время уже быть в базе, поэтому у нас уже не было никакой еды. Пошарили среди остатков С3, и Тед нашел одну банку рыбных консервов и еще кое-что по мелочи.  Ночь прошла беспокойно, я мучался от обезвоживания. НА горе остались только мы (на 7000), до Клео с шерпами (на 7100). Тед и я оба были обеспокоены тем, что слишком много надежд возлагается на этот вертолет, и не было запасного плана эвакуации. Я решил утром подняться к Клео, отнести ей баллон и декс, и настоять, чтобы она начала спускаться.

Утром я попросил Теда показать мне как правильно делать укол (он провел несколько лет как горный спасатель ВВС, а у меня нет медицинского образования). Тед теперь решил, что он тоже поднимется, несмотря на истощение. Каждый из нас взял по одному из кислородных баллонов. Я ушел первым. Через 10 мин после меня к палатке Клео пришел и Тед. Два шерпа стояли около палатки, а третий, молодой, сидел на корточках , заглядывая в палатку. «Она не реагирует», - сказал он мне. Мне показалось это странным. Я протиснулся в совершенно пустую палатку, и увидел сидящую Клео. Она сказала, что молодой шерпа сказал ей, что она добивается их смерти. Парень, казалось, был смущен и испуган. Клео сказала, что ей не давали ни воды ни еды. Я дал ей то немногое, что принес. Затем надел ей маску и баллон. И это, казалось, помогло. Она сказала, что от шерпов мало толку. Я заверил ее, что мы не намерены оставлять ее тут, и хотим сопроводить вниз. Вскоре пришел Тед и сделал ей еще укол.
Тед сказал, что спустится в С3 и упакует вещи перед началом спуска в базу. Я решил остаться с Клео и контролировать ее спуск в лагерь 3, потому что я не верил шерпам, что они будут заботиться о ней. Одновременно с Тедом один из шерпов Клео тоже спустился.

У Клео был спутниковый телефон и она жаловалась, что накануне вечером шерпы использовали его, чтобы позвонить домой и т.д., и теперь его аккумулятор сел. До этого она успела получить вызов от спасателей-вертолетчиков, и они сказали, что прилетят утром. Маркером должны быть их палатки. Шерпы тут же сказали, что хотят уйти вниз, но Клео их не отпустила.
В 10 утра стало ясно, что вертолет вряд ли будет  (самая стабильная погода утром рано, в 7 -8 утра.) Я объяснил Клео, что не надо так полагаться на вертолет, и сказал, что мы с Тедом считаем, что надо спускаться самим.

Мы начали готовиться к спуску, и шерпы свернули палатки. У старшего был большой груз. Я предложил бросить кое-что, что не так важно, но он проигнорировал мое предложение.  Им было важно спустить и пустые баллоны тоже. Как только мы были готовы, вдруг услышали звук лопастей. Мы обрадовались, т.к. это был шанс легкого спасения для Клео.  Ее должны были прицепить к канату длиной 10 м. Это довольно страшно, но лучше, чем умирать на 7100. Такая высота – практически потолок для вертолета, он может лишь ненадолго зависнуть в разреженном воздухе. Вертолет кружил несколько раз, затем сделал пару близких кругов. Затем он сделал один низкий круг  над нашими головами и улетел  вниз по долине. Он не смог зависнуть. Мы видели, как он исчез вдали. У меня упало сердце, и я чувствовал, что наворачиваются слезы Мы уже поверили, что все будет ОК, и вот все развалилось в течение нескольких минут... Все молчали, довольно долгое время. Я попытался вытащить вещи и как-то утешить Клео. Я сказал, что это не принципиально, у нас есть план, и мы просто должны его придерживаться. Клео приняла все спокойно. Шерпы в базе должно быть, видели вертолет и решили, что Клео спасена (предположение изначально разделял и Тед в С3), потому что обещанная вчера спасательная команда шерпов так и не появилась.

Мы начали спускаться. Клео сказала, что она уже может видеть немного левым глазом, что было большим подспорьем. Она дышала кислородом на 1.5l/min. Старший шерпа ушел вниз, а за ним я. Я убедился, что Клео спускается всего на пару шагов позади меня, и что она может видеть мои следы на снегу и следовать по ним. Младший шерпа шел позади. Когда мы добрались до сераков Клео заверила меня, что она в состоянии использовать свою восьмерку для спуска (повезло, потому что иначе это была бы проблема!) Я встегнул ее спусковое устройство, и она доехала до первой станции. Затем я спустился за ней и еще раз проверил ее страховку. После трех спусков мы были на безопасном, ровном месте  и пошли в лагерь 3. Один из ее шерпов снимал наши палатки. Они хотели как можно скорее идти вниз, поэтому как только дали Клео немного воды, оба шерпа начали спуск в С2. Мы просили их взять ее с ними. Мы хотели догнать их как можно скорее, но нам надо было еще собрать наши вещи, разбросанные по площадке, ведь, поднимаясь на серак, мы похватали только самое необходимое.

Мы оба были обессилены, без пищи и воды, поэтому, когда Клео и шерпы ушли, нам потребовалось некоторое время, чтобы собраться, я думаю часа полтора. Мы одели тяжелые рюкзаки, т.к. у нас было все наше собственное, а также чужая палатка, в которой мы спали, и которую обещали вернуть сирдару. Я также прихватил один баллон, потому что я был обеспокоен Клео, возможно, ей понадобится. Я закончил сборы раньше Теда, и он сказал, чтобы я шел вниз, а он догонит.

Через пять минут  я добрался до снежного склона, где не было перил.  Если там сорваться, то можно лететь на сераки и ледник внизу. Чуть ниже увидел неподвижное пятно на снегу.  Подойдя ближе, онемел: это была Клео.  Она лежала лицом в снег, без сознания. Как, черт возьми, это произошло? С ней же были двое шерпов! Похоже, ее просто бросили. На высоте чуть менее 7000 м. Кроме меня и Теда, на горе уже никого.
Если бы мы не нашли ее, я полагаю, она бы умерла. Я привел ее в чувство и передвинул в правильное положение на склоне (она лежала головой вниз) Она была очень расстроена, плакала, не помнила, что случилось.  Она начала просить меня оставить ее и спускаться, но я заверил ее, что этого не будет.
Я очистил ее кислородную маску, т.к. снег частично заблокировал клапан. Затем я удвоил подачу кислорода. Установил  3l/min. Через пару минут она успокоилась и почувствовала себя лучше. Тэд  спустился к нам через пару минут, и я объяснил ему ситуацию.

Надо было действовать быстро. Шел седьмой день нашего пребывания на горе, и шесть из этих семи дней мы были выше 7000 м. Мы были в плохом состоянии, а надо было еще бороться. У нас почти не было еды. Мы начали двигаться вниз со мной во главе, Клео один или два шага позади меня, и Тед замыкал.
На траверсе снежного слона над сераками опять не было веревки, и я следил, чтобы Клео шла как можно аккуратнее, т.к. срыв был бы фатальным.  Клео падала, но мы направляли ее в правильную сторону. Мы проходили по умеренно снежному склону в полдень (самый неподходящий момент), но лавинной опасности не было.  Затем мы добрались до края сераков и съехали вниз таким же образом, как и прежде. Идти стало легче, но Клео двигалась по-прежнему медленно. Когда мы были всего в нескольких веревках от лагеря 2, нас встретил младший брат (он еще не был высотным шерпом) одного из шерпов Клео. Он, видимо, пришел, чтобы помочь шерпам снять Лагерь 2.

Когда мы пришли в лагерь 2, мы были очень разочарованы, обнаружив, что все палатки и оборудование были сняты.  Началась метель. Мы действительно могли бы идти вниз, немного передохнув здесь, но... Мы спустились еще немного, ниже обычного Лагеря 2 на место, где раньше стояло несколько палаток в надежде, что они могут все еще быть там. Но там было пусто. Мы заметили, что младший из шерпов Клео сидит там, и не двигается, что было странно.  Я неоднократно спросил его, почему он оставил Клео, но он на вопросы не отвечал. Потом сказал, что Клео приказала ему уйти.  Да, это возможно, Но даже если это так, то я думаю, что это очень плохое оправдание. Этим людям заплатили, чтобы помочь Клео, и они не должны были бросать ее. Она была больна, у нее был отек мозга, было слабое зрение и травмированная нога. Если она просила их уйти, они должны были игнорировать ее приказ и остаться. Если она действительно говорила им идти, то любой должен был понять, что она больна, в опасности, и не понимает, что говорит.

Мы с Тедом принесли нашу палатку из лагеря 3, собираясь поставить, но обнаружили, что шерпа Клео собирается ее палатку унести вниз. Мы попросили его поставить ее, и он это сделал. Это была трехместная палатка. Шерп хотел остаться, но мы сказали, что в этом нет надобности, пусть идет в базу. Было около 6:30, темнело, и было понятно, что Клео не в состоянии больше сделать ни шага.  Я видел, что молодой шерпа был раздражен, и когда Тед сказал, что голоден, он стал кричать, что тоже голоден. Мне жаль его, я думаю, что он неплохой человек, он просто оказался в ситуации, которая была слишком долгой, и требовала от него слишком много. Шерпы были на горе на пару дней больше, чем мы, обеспечивая восхождение. Старший шерпа уже спустился в базу. Он был сильным, и я не знаю, чем его оправдать.

Шерпы отправились вниз, а мы остались на ночь. Обед состоял из одного Марса или Сникерса на всех и горсти арахиса. Это все, что у нас было.  Мы были на высоте 6400 м, Клео стало заметно лучше, и мы все чувствовали, что «вышли из леса». На следующий день нам предстоял спуск  900м до базового лагеря, что требовало много времени,  но мы были уверены, что все будет ОК.

Нас разбудили утром примерно в 6:30  двое шерпов из нашей группы (ранее не связанные с данной ситуацией). Они принесли нам бутерброды и новости, что вертолет летит сюда. Он прибыл примерно через час. К нашему великому облегчению, ему удалось забрать Клео и перенести ее в безопасное место. Тед и я большую часть утра спускались в базу.  Это было тяжело, мы ведь работали «без подзарядки» довольно долгое время. Когда мы спустились со снежного склона и нам оставалось 20 минут до базового лагеря, нас  встретил носильщик, который понес наши тяжелые рюкзаки, и мой шерпа Дава, который дал мне бутылку кока-колы – самый превосходный подарок, когда-либо предлагавшийся человеку.

****

Однако, то был еще не конец истории…
В базе я рассказал остальным альпинистам, что случилось. Один из независимых восходителей, румын Алекс Гаван, был особенно возмущен тем, что произошло. Алекс очень откровенный человек, если он считает, что что-то неправильно, вы услышите об этом. Я обрисовал ему картину, как нашел брошенную Клео.  Некоторые шерпы услышали как Алекс осуждал их поведение.
За обедом шерпа, который продал нам с Тедом кислородный баллон, вежливо попросил Алекса на пару слов тет-а-тет.  Он провел Алекса в заднюю часть кухонной палатки, где был  молодой шерпа Клео, и их босс Мингма.  Большинство других шерпов также присутствовали. Молодой шерпа начал сердито спрашивать Алекса, почему он говорил, что тот не должен получить бонус (Алекс утверждает, что не говорил этого, просто критиковал его действия). Молодой шерпа, и спекулянт, оба начали нападать на Алекса, ударив его по голове. Павел Михальский, партнер Алекса по восхождению, почувствовав неладное, пошел проверить, что происходит. Когда он увидел картину, то взял топор, который лежал за пределами кухонной палатки и пошел, чтобы помочь Алексу. Когда шерпы увидели топор, это вызвало массовый шум, и все в столовой палатке (включая меня) слышали его. Мы бросились, чтобы увидеть, что происходит, и это остановило драку. Но вскоре все началось снова, когда сирдар сделал выпад против Алекса.  Но был сдержан его клиентом, Блэром. Блэра атаковал молодой шерпа Клео, который, видимо, решил, что Блэр напал на сирдара, а не остановил его.  Австралийцу потребовалась пара секунд, чтобы ударить парня в палатке, и потом тот ускакал в ночи.
Потом  драка остановилась, когда они поняли, что это было недоразумение. Важно отметить, что в ней участвовали всего несколько шерпов, в то время как большинство не участвовало. В самом деле, мой шерпа Дава помог вытащить Алекса из кухонной палатки, когда он подвергся нападению.

Алекс был, понятно, потрясен тем, что произошло и было страшно, что шерпы могли бы сделать с ним. Он провел ночь в моей палатке, ради безопасности. Павел пошел и выступил с речью перед шерпами, и это, казалось, помогло, и люди поняли, что каждый человек действует немного как сумасшедший, и нужно просто  успокоиться. Следующим утром все начали спуск в Tseram на 3700 м  - это около 30 км по плохой местности. Мы с Тедом за 12 часов все еще не пришли в себя после горы. Во время трека Мингма (босс) говорил с Алексом и Павлом, чтобы попытаться сгладить острые углы. Он сказал, что он не вмешался в драку, поскольку это произошло так быстро, у него не было времени, чтобы среагировать (достаточно правдоподобно). Я знаю, что Мингма неплохой человек, он просто распустил тут всех, и так просто это не поправить.  Он объяснил, что шерпы страшно злы, что я всем рассказал, как они бросили Клео в снегу. Злые на меня и Теда, они набросились на Алекса, т.к. он критиковал их вслух. Алекс сказал мне, что Мингма также сказал, что шерпы считают, что мы с Клео сделали постановочную фотографию. Это обвинение злит и расстраивает меня.

****

Я пишу это в Катманду, вчера видел Клео. Глаза ее уже в порядке, но ходит пока на костылях. Она нуждается в операции на колене, сделает ее как только вернется в Калифорнию.  Она чувствует себя хорошо и выглядит, как выздоравливающая.