Альпинизм в России и СНГ

Геннадий Дуров (Алматы):

Я старался не смотреть вверх, только перед собой и вперед!

(О прохождении маршрута "Палка к доллару"

на пик Победы, авг 2011)

Мы  прилетели на южный Иныльчек,  в базовый лагерь Аксай-Тревел. Тепло и уютно в
 южном лагере! Спасибо солнцу. И вот мы и на Юге!!!!! У борта нас встретил начальник лагеря Дима Греков. Поздоровавшись,  он указал нам место нашего проживания, куда мы и начали перетаскивать наше барахло…..а его немало. Перетаскивать тела и барахло в пространстве лагеря было нелегко, сказывалась усталость…  Разместившись, я пошел искать знакомые лица. Ну и первые, кого я в стретил, как и полагалось, в сердце лагеря, кухне!  Таня, как всегда, была на своем рабочем месте, готовила, ну и Юля-бармен уж третий год тянула лямку ледниковой жизни.  Тут шатанья и прекратились, как-то плавно…. чай, новости и шутки быстро подвели время к обеду.:) а после обеда я отправился далее, и дело завершилось у медпункта, где  я встретил старого знакомого, медика лагеря Аваза.  Поболтали немного и попили кофе с чем-то, приятно жгущим потроха…..время подтянулось к ужину…. За ужином я забил себя едой до отказа. Чем и поставил точку в дне сегодняшнем……..и побрел спать.

Поутру после завтрака я намеревался отправить Сашу и Юру на гору, на акклиматизацию до «Важи». Ну, а мне предстоял разбор полетов по нашим дальнейшим планам с Деном, о делах наших ратных.  Так сказать, за кружкой крепкого чая поговорить как лезть, обсудить тактику и, главное, линию маршрута…..гггггг, палка блин. Ну и так, по мелочам:  снаряга, медицина, и т.д.
А в голове тихое ожидание еды….голод  одолевает…акклимуха, блин…….вечное желание что то есть и пить……Ну и учитывая, что Ден только пришел после ночевки на Хане, под вершиной, мне предстояло ждать его еще 3 дня……он-то отдыхает , а мне то что делать то? Постольку я был отдохнувшим, дела себе нашел быстро, а точнее - разведка, прогулка к цветам, прогулка к соседям, ну и, конечно, как ритуал,  прогулка в старый лагерь на другой стороне ледника. Так что время пролетело быстро….в перерывах ел и спал…..ууууу голод проклятущий! Т.е. с задачей своего отдыха  (есть и спать) я справлялся успешно, под теплым южным солнышком… :)

Вот и вечер накануне дня ХХL ! все в сборе,  вещи, барахло, настрой  боевой…. Рвать и метать, рвать и метать! Погода так себе, мягко говоря.  Решили за ужином: если утром будет снег, ждем еще день, если нет, то рвем с низкого старта!  Ну и как назло, после дня снегопада наутро было пасмурно, но без осадков….и мы, накинув нифига не легкие рюкзаки на плечи, двинулись  к Победе. Из лагеря нас провожала только Таня. Спасибо ей.

По плану решили добежать до первого лагеря, а там по обстановке: если солнце, то не соваться на склоны, а пересидеть, если нет  - то прорываться на «пьедестал». Погода была пасмурной, с легким снегом…..мы рвали когти все выше и выше, и лишь на 4900, уперевшись в крутой склон, и изрядно уставши, мы решили устроить первую ночевку, так сказать, на склонах горы. У Грекова мы отпросились на 5 дней плюс день подхода и день отхода.  Установив палатку, и приготовив все для ночлега: площадку, снег и т.д.,  мы  провели фотосессию и завалились в палатку.  Время 16.40, усталости не было, отдых все же был на славу, ноги лишь у меня побаливали. Ведь  я, как это ни прискорбно, снегоступы надел впервые, да еще и пропахал столько снега в них.  Это конечно сказалось, когда я одел теплые носки и вытянул ноги.

Спать не хотелось, так как рано еще, да и  вообщееее. Подъем на 2 часа, выход в 4. Блин, ну и как после стольких дней сна заставить себя спать в 5 вечера????? Непонятно. Ден, как я заметил, обладал хорошим даром, как и Мурат, спать всегда, спать везде, спать и никаких гвоздей……..и как только принял он горизонталь, я услышал мерное дыхание……..Мастер, что тут скажешь…

Секунды подъема не заставили себя долго ждать. Подъем, как и водится всегда, тяжек. Да еще изморозь… Свернув единый спальник, один на двоих для облегчения общего веса на группу,  начали готовить незатейливый завтрак …беееее….с недавних пор я стал легко переносить гречку на высоте, киргизских производителей. Поев гречки, сосисок и шоколаду под чай, мы вышли, задача - дойти до места отрыва от пьедестала, это где-то в сераках,  как оказалось.

Звезды и луна, ничто не предвещало снегопадов, окромя тучек, отдельно плывущих…….. плато до сераков и до места ночевок преодолели лихо, и к 10 часам были на нужном месте. И тут началась пурга, снегопад, метель  - кошмарики….не видно ни зги, да еще туман…..мрак……сразу вспомнил про понятие « молоко» - это когда верх сливается с низом . И в этом хаосе мы, спустя 3 часа, прорвались к краю пьедестала, так сказать отступили. Хороший альпинист - живой альпинист.  Поставив палатку подальше от опасных склонов, и обосновавшись в ней, стали решать, что делаем далее…… Ответ, как в префе, пришел быстро: терпеть и на раздачу, а точнее, сей час стойко терпим,  ну а поутру смотрим: если есть погода - продолжим путь, если нет - то домой! Ну и завалились спатки.  Ден, как всегда, давил храпака, я маялся…….

Утро нас порадовало чистым небом и лучами солнца вдали по леднику, а значит, и к нам оно скоро придет … и мы решили  его дождаться, а покуда спать. В 6.45, когда нашу палатку осветило солнцем,  мы начали собираться, чтобы прорваться на исходную точку у стены, начался третий  день нашего шествия. По старой тропе идти было сложнее,  и мы топтали снова….На плато решили погреться на солнышке и позавтракать, скушать по мини сникерсу и стаканом чая все это залить. Услышали, что к нам приближается вертак, мысли разные: то ли пропавшего ищут, толи убедиться, что мы живы……. На всякий случай мы помахали рукой Диме и продолжили трапезничать.
В 12 мы прибыли к месту старта на стену. Перед тем как начать ставить палатку, решили разведать путь к стене, и протоптать тропу, дабы ночью не париться ни с направлением, ни с  тропежкой.  Подьем наметили на час, так что в час так сказать «поужинали» и завалились в люлю….Ден-то, уснул, а я, как всегда, считал коз, баранов, вершины…….ну и ближе к 21 все же уснул, мне так показалось!!!!!

Будильник поднял нас, как и полагалось,  (не мог проспать что ли?)  в 1.00 Вяло шевелясь, начали собираться, ведь не знали, что это наша заключительная на ближайшие 5 дней  такая гламурная ночевка…  Поев и собрав манатки, я вылез первый поглядеть что да как, да и надо было срочно…..гггггггг! вышли вовремя,  в 3 мы в полном боевом обмундировании двинулись навстречу удаче!

Она не заставила нас долго ждать, рванули по плато под сераками и карнизами, как ошпаренные……думали, до берга дойдем часа за 2, а не тут-то было! добежали менее чем за час, у страха глаза велики.  Далее первая защита - скальный остров, до него также дошли лихо. Укрывшись под ним, перевели дух и достали всю веревку из рюкзака, до этого обходились половинкой.  После прохождения полного полтинника, у меня улетел каримат, как оказалось после извлечения веревки из рюкзака, лямки, как и рюкзак, обмякли в пустоту, что и привело к выпадению каримата. Вздохнув тяжко, продолжили наш нелегкий путь под нависающей угрозой, в виде ледопадов. Безопасной зоной для нас был первый скальный пояс, до которого метров 600 фирна и льда градусов 60……..так что, стиснув зубы и молча, мы работали еще 2 часа…жуть… страх….Глаза вверх поднимаешь, а там огромная, с 5 этажей, нависающая глыба льда, и оторвись хоть один этаж, хоть часть - пипец……. Я старался не смотреть вверх , только перед собой и вперед!

В 9 утра мы-таки попали в безопасную зону к скалам, где и позволили себе немного передохнуть, пока перекладывали рюкзаки и надевали железо для скал. Ну тут началось……то скалы откидывают, то шея затекает вверх смотреть, то камни и лед отлетают из под впередиидущего.  Первая веревка пройдена, за ней вторая, третья…и вот первый снежный остров пройден, обходили по скалам, чтоб не уехать после снегопада вмести с островом. Задача максимум на день дойти до второго снежного пятна. И мы дошли. В 16.00 мы вывалились на него, и, пройдя по нему, прижимаясь к скалам еще полторы веревки, мы нашли место для ночлега.

Пока Ден топтал веревку выше, пытаясь выйти на скалы, я ровнял склон под палатку, уж очень не хотелось спать сидя. И потратив 2 часа на выравнивание, я-таки сделал площадку на полтора каримата, а поскольку у нас он был всего один, то половинку перекрыли рюкзаками. Да, провести 3 ночи на стене на рюкзаках, никому бы не пожелал. Ну, делать нечего, ночь первая, один каримат, один спальник и двое жаждущих наступления дня следующего,  сосед -то спал, хоть как-то, я только периодически выпадал в царство Морфея и проявлялся на земле нашей сонной.

Подъем в 4, выход в 6, и снова утренний бриз ветра со снегом и холод! И скалы, залитые горкой льда……..одна веревка, вторая, третья…….и мы вышли на прямую градусов в 65 , что вела нас к вершинной башне. Решено было, что  Ден идет первый и делает следы. Ну, или что получится, а я груженый ползу за ним. И все одновременно, периодически вворачивая буры .  Дальше плохо помню…… помню, что длилось это все часа 2, пока мы не уперлись в скалы, опоясанные снегом и льдом.  И кружа мимо всего этого еще часик, мы выбрались к предполагаемой точке ночевки.  Но поглядев на часы, решили работать дальше…..время еще всего 14.00 а до отметки в 12 часов работы еще 4 часа, так что, подтянув пояса, помчались дальше искать выход к скалам для выхода на гребень. И преодолевая то снега, то скальные участки, к 16.00 мы нашли и место ночлега и выход……как мы устали!…… я вновь принялся за площадку, а Ден пошел провесить веревку выше……в 20.00 мы таки вытянули ноги под спальником……усталость накатила!

Утро, не подстать другим,  выдалось тяжким на подъем, поставили перед собой задачу дойти до подвершины, так сказать задача максимум.  С этими мыслями и в суровом молчании мы натолкали в рот предназначенный на данное утро съестной паек, залили это все приятным фруктовым чаем и начали сбор, что заняло у нас около часу, все же 6700! Руки примерзают к стойкам и карабинам вмиг, ветер сопли замораживает прям на носу, гляжу Дену в глаза – жуть! лицо его все в инее, на бровях сосулины…….но взяв себя в руки, мы начали разогревать себя путем движения, благо первая веревка повешена, и прка прошли  полтишек, тело и руки под рюкзаком согрелись, ноги еще нет, ведь стоя в снегу, да в натянутых кошках, ногам не позавидуешь! Тактику менять не стали, так как скалы не везде сложные, а каждый раз перевешивать барахло  трата времени, что нам невыгодно. Ведь хорошие дни не могут длиться долго, а значит, чем быстрее мы подползем ближе к вершине, тем  целее будем. Наше упорство вознаградилось: недолго плутая, мы выбрались на предвершинное снежное плато,  а на нем решили: спрямлять так спрямлять! И пошли прямо, как глаза глядят. И проработав еще 4 часа средь кулуаров, скальных стенок  и льда, мы оказались на предвершинном снежном плато, время 17.20…мммм…..ну  решили - была не была! - спать будем под Важей в мульде….И мы ринулись!

И пройдя еще пару веревок,  вышли на гребень со следами, следами людей! и выдохнули. Все, самое страшное  позади, осталось сложное спуск, а пока мы сбросили рюкзаки, и налегке пошли к вершине, осталось еще метров300. и вот она, вот……. Мы на ней мы на ВЕРШИНЕ!!!!!!!!!!и счастью нет предела, и эмоции переполняют, сказать-то толком ничего не хочется, хочется есть и пить……….

Расслабляться некогда, нужно еще до Важи добраться, а время 19.09. Сняв немного видео и фото , мы отправились домой. Силы покинули нас, как только добрались до Обелиска.  И подъем на Верблюда дался нам не без труда, и так под фонари и по еще пока видимой тропе мы добрались до мульды. У подхода к пещере мы встретили палатку с Виталиком, Керимом и Асылом, они нам подсказали , как найти  пещеру, и спустя еще 10 мин, мы были в ней. Она была битком. Но мир не без добрых людей, и приютившись на углу, мы поели, точнее попили , и завалились спатки.

Утро начали, на радость нам, рано, народ в пещере собрался на штурм, ну а мы после них собрались на спуск и рванули.  Время 7.30, день ясный, с небольшими тучками на горизонте.  Пожелав всем удачи, мы рванули вниз, поначалу было зябко, но на спуске разогрелись мы лихо. На 6400 в палатке еще нежились Саша с Юрой. Они попоили нас чаем и, пожелав взаимной удачи всем , мы рванули далее и, спустя 3 часа, мы уже подгребали к плато ниже перевала Дикий. А идя от первого лагеря, мы пили в каждом ручейке по дороги, жажда одолевала, силы покидали. К обеду мы прибыли в базу. Прямо к обеду!!!!!!!!!
Вот таким было это непростое восхождение!!!!! Спасибо всем, кто поддерживал нас издалека.