Откуда
считают зиму в Гималаях?
Мы
знаем с детства, что зима - это время года, которое начинается 1
декабря и длится по 28 (29) февраля включительно. Международный
календарь в олимпийских видах спорта подразумевает, что зима - это промежуток от самого короткого
дня, зимнего солнцеворота (в северном полушарии) до дня весеннего
равноденствия, т.е. от 22 декабря до 21 марта. По идее, это логично
- точка, когда день перестает убывать и
начинает прибывать придумана не искусственно, а есть реальный факт
бытия Солнечной системы, независимо от всевозможных календарей.
Восхождение
Ж-К Лафая 11 декабря на Шиша ПаФнгму вызвало споры - считать ли его
зимним или нет? Есть разные точки зрения. Сам Лафай, конечно же,
получив в Непале ЗИМНИЙ пермит, зимнюю принадлежность своего восхождения
сомнению не подвергает. С ним заодно и непальская компания ASIAN
TREKKING. Цитирую их сегодняшнее письмо:
"Зимний сезон для восхождений в Непале и Тибете начинается
с 1 декабря, согласно государственных законов. Восхождение Ж-К Лафая
на Шиша Пангму 11 декабря, вне всякого сомнения, является зимним".
Большинство
же европейских и заокеанских альпинистов придерживаются другого
мнения. Привожу и его, хотя, право, странно мне слышать вещи типа
"поздней осенью, 11 декабря..." Я привожу здесь этот текст,
потому что мисс Хоули , засчитывая или не засчитывая ЗИМНЕЕ
восхождение, руководствуется именно этими соображенями.
В СНГ принят другой подход.
Цитирую
статьи по данной теме, опубликованные на www.mounteverest.net:
...Что
считать по-настоящему зимним восхождением? Два возможных подхода
к вопросу - принятый в мире календарь и расписание выдачи пермитов
в Непале и Тибете. Мировой календарь гласит, что зима начинается
22 декабря, в то время как непальские и тибетские зимние пермиты
действуют с 1 декабря.
Т.е.
зимними считаются только восхождения в период с 22 декабря
по 21 марта. Восхождение, которое, к примеру, совершено
в начале декабря в условиях вполне зимних, считается совершенным
поздней осенью.
К
настоящему времени все 7 зимних
первовосхождений на 8000-ки сделаны поляками.
Все - в Непале. Если не учитывать календарные рамки, о которых тут
говорится, то поляки лишаются своей "эксклюзивности" в
зимних восхождениях на восьмитысячники - получится, что японец Акио
Коизуми и непалец Нима Вангчу, которые поднялись на Дхаулагири 13
декабря 1982, на три года опередили официальный "зимний первопроход"
поляков (Kukuczka and Czok).
Сейчас
считается, что последний зимний первопроход на 8000-ках сделал Кшиштоф
Велицки. Он взошел на Лхоцзе соло в новогоднюю ночь 1988.
С
тех пор был совершен ряд восхождений в зимних условиях, часть из
них официально считаются поздне-осенними. Это были восхождения на
высочайшие горы в экстремально зимних условиях.
Итак,
после 1988 и до сих пор:
1.
Манаслу, 8 декабря, 1995. Команда ЦСКА Казахстана прошла маршрут
в тяжелейших условиях.
2.
Манаслу, 6 декабря 1998. Кореец Young-Seok Park поднялся на вершину
с двумя Шерпами..
3.
Ялунг-Канг (Вост. Канченджанга. 8508 м). 20 декабря, 1989. Кореец
Kyo-Sup Jin с Шерпами Ang Dawa и Tsering Tshemba, все погибли на
спуске.
4.
Эверест. 1993. Японцы в течение трех дней двойками поднялись на
вершину: 18 декабря (Fumiaki Goto. Hydeji Nazuka), 20 декабря (Shinsuke
Ezuka. Osamu Tanabe) и 22 декабря( Yoshio Ogata. Ryushi Hoshino)
- двум последним засчитано зимнее восхождение.
5.
Чо Ойю: 6 февраля 1988 Фернандо Гарридо (Испания) - соло
6.
Чо Ойю 8 февраля, 1993 Manuel Gonzalez, Manuel Morales. Manuel Salazar
и Fernando Guerra (Испания).
7.
Чо Ойю 10 февраля, 1993 Luis Arbues (Испания) и аргентинец Miguel
Angel Sanchez, и с ними швейцарка Marianne Chapuisart (одно из двух
женских зимних восхождений на 8000-ки)
8.
Чо Ойю. 26 января, 1994 Juanjo Garra и Jordi Magrina (Испания)
9.
Чо Ойю. 3 декабря 2002 Alberto Inurrategi (Испания) и Jon Beloki.
10.
Аннапурна Центральная, 7 декабря 1984. Второй женщиной на зимних
8000-ках стала кореянка Young-Ya Kim. Ее имя упоминают редко, потому
что она поднялась не на главную, а на центральную вершину, с четырьмя
шерпами, двое их которых погибли на спуске.
Перевод
Елены Лалетиной
Источник: www.mounteverest.net
2004
|