Альпинизм в России и СНГ

У НАС ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО СПИЧКИ

Галина Муленкова записала рассказ Дениса о восхождении на Корону - сразу после его возвращения в Алматы.

Восхождение по Южной стене 5-й башни Короны 6А к. тр. совершили Денис Урубко, Борис Дедешко и Алексей Потоцкий.

По нашим подсчетам Денис Урубко и Борис Дедешко еще вчера должны были пересечь казахстанско-киргизскую границу и позвонить, но они прорезались только сегодня к полудню. Денис открыл мне дверь своей квартиры и похромал на кухню - старые травмы: В прошлый раз, когда Денис и его команда подошли под пик Корона, была жуткая непогода, и ребята поднялись до полки, на которой оставили заброску - снаряжение, газ и продукты. Тогда они сходили на пик Свободной Кореи по маршруту 5 б категории сложности и решили вернуться в Ала-Арчу через неделю. На этот раз с ними не было Светы Шариповой - она упала с велосипеда и рана не зажила, не смог поехать и Гена Дуров.

- В субботу мы с Борисом выступали на Или на соревнованиях по скалолазанию, - рассказывает Денис, - в восемь вечера выехали в Алматы, в 23.00 я был дома, в полночь лег спать, а в три часа ночи мы стартовали в Бишкек - по прогнозу в понедельник должна была быть хорошая погода. В воскресенье вечером мы поднялись на Коронские ночевки на высоте 3700 на ледник Аксай, где нас ждал бишкекский альпинист Леша Потоцкий, который ходил с нами на <пятерку>. Адекватный парень, с юмором, ему повезло с нами, а нам повезло с ним. В ночь начался снегопад, я стал говорить, что я косячник, что мне вечно не везет в Ала-Арче. Встали рано утром, Боря расстроенный, я злой, и решили лезть по <пятерке> на другую гору, и тут я предложил подойти под Корону - а вдруг чудо. Боря говорит, да какое там чудо, но когда мы были уже рядом с горой, погода изменилась. Небо вдруг очистилось, стало ясно и холодно, и мы поняли, что это наш шанс. Подошли под стену, все засыпано свежим снегом, все мокрое и холодное, я вылез на верхнюю точку, до которой маршрут был обработан в прошлый раз, и ждал, пока выглянет солнце и согреет скалы.

- Денис был в скальниках, пробовал руками в перчатках отгребать снег, но это невозможно - там зацепы-мизера и работать надо голыми руками, - говорит Борис. - Он целый час стоял, пока солнце не пригрело. Ближе к полудню стало теплее.

- Я начал работать, согрелся и стена начала прогреваться, и под ярким солнцем снег на зацепах начал таять, - продолжает Денис. - Маршрут крутой, идешь на мизерах, и так, и этак, и ногу за ухо, и на рястяжке - настоящее скалолазание, высший пилотаж! В этот день мы пролезли пять веревок стены, первый "ключ" прошли, но в принципе там все - "ключ", на каждой веревке два-три метра нависания. У нас были длинные веревки по 60 метров, к вечеру Леша ушел на полку готовить еду, а мы с Борей еще поработали. Счастье просто, что получилось попахать, что цель, которую мы ставили, была близка, и все получалось, и организм работал, как механизм. Ночевали на полке - три веревки по скалам и по льду, Леша постарался - у нас было много газа и питья хватало. Ребята взяли на себя все бивачное снаряжение, а я шел впереди, порхал. Потом я лез на жюмаре по обработанному маршруту и местами не понимал, как я там пролез, а под ногами полная ж... - 300 метров . На следующий день похолодало, но оставалось пройти только одну веревку стены, и последние 15 метров надо было лезть на ИТО, и было уже все равно, жарко или холодно. А в верхней части началась крыша, и мы работали грамотно, согласовано. Смотрю снизу на эту крышу, вроде увалы пошли, а там попадаются стеночки. Мне запомнился участок за две-три веревки до вершины: меня страхуют, я лезу и вдруг вижу карниз метра полтора. Думаю, нет, не сюда, вернулся обратно, посмотрел вправо-влево и вдруг увидел старый крюк. Нет, все-таки сюда. И полез через нависание, и думаю, Господи, как это я пролез? Очень хороший красивый маршрут и я давно не получал такого удовольствия. Ребята доверили мне отработать всю стену, на самом деле, это очень почетно, потому что все хотят работать впереди - это удовольствие, это альпинизм. Я даже горд, потому что за последние шесть лет в казахстанском альпинизме технически-сложных маршрутов пройдено всего ничего, можно пересчитать по пальцам одной руки.

-Вторая ночевка была на вершине, на высоте почти 5000 м , - рассказывает Борис. - Мы протянули веревку через палатку и пристегнулись к ней, чтобы ночью не сдуло порывом ветра. Я и не представлял, насколько этот маршрут будет сложным, проделана очень большая работа, которая требует большой физической выносливости и моральных сил. Тяжело было лезть по вертикальной стене с неподъемным рюкзаком, когда тебя постоянно откидывает назад. Наши соревнования по перильной технике в Заилийском Алатау, когда ты выходишь с Туюксу и возвращаешься на ночевку туда же - это несложно в сравнении с тем, что мы прошли. 900 метров стены!

-Четыре дня мы работали на износ. Ехали до Бишкека, поднимались на Коронские ночевки с тяжелыми рюкзаками, потом два дня шли по маршруту, потом спускались и только сегодня утром приехали домой - это битва на грани возможного, - признался Денис. В последний день мы непрерывно работали 17 часов.

- Мы все точно рассчитали. Мы съели все, что брали наверх, и у нас остались только спички да полбаллона газа. Мы спустились в хижину, - подхватил Борис, - потом снова пошли под стену, залезли на полку, где у нас оставалось снаряжение - палатка, 8 веревок, газ, продукты, то есть все то, чтобы мы брали с собой в первый раз в расчете на четверых. Там еще зацепились веревки киргизских альпинистов, которые мы спустили и притащили на Коронские ночевки. Рюкзаки были невообразимо тяжелые.

Когда ребята дошли до ночевок Рацека, их встретила большая группа иностранных альпинистов. Узнав, что парни прошли маршрут 6а категории сложности по южной стене пятой башни Короны, они аплодировали.