юКЭОХМХГЛ Б пНЯЯХХ Х ямц

Это восхождение наверняка станет номинантом Золотого ледоруба в 2006 году...

Стив Хаус

Нанга Парбат

Контрфорс по центру Рупальской стены
Новый маршрут в альпийском стиле.

6 сентября в 17-45 мы с Винсом Андерсоном после шести дней восхождения стояли на абсолютно безветренной вершине Нанга Парбат. Мы прошли новый прямой маршрут по Рупальской стене. Известной, как самая длинная стена в мире, и пройденной впервые в 1970 году братьями Райнхольдом и Гюнтером Месснерами.

Линия маршрута Хауса-Андерсона на Рупальской стене Нанга Парбат в сентябре 2005

Мы с Винсом стартовали 1 сентября в 4 утра. У каждого было по 16 кг снаряжения. Взяли только необходимый минимум. Палатка весом 1 кг и синтетический спальный мешок, который я сшил специально для этого восхождения. Минимум еды и топлива. 3 камелота, 10 закладок, 9 титановых питонов, 5 ледобуров и 10 оттяжек Веревка у нас была 8-мм, и еще 5-мм реп для дюльферов. Все по 50 м.

Два дня мы следовали маршруту, по которому мы с Брюсом Миллером поднимались в 2004 году (до 7500 м). На третий день, пробираясь к вершине по снегу, намного более глубокому, чем в 2004, Винс и я устремились прямо к контрфорсу по центру стены.

В тот день мы пролезли много. Веревкам потеряли счет после 15-ти, их наверняка было более 30-ти. После 18 часов работы долезли до места, где устроились на ночевку.

Я очень нервничал по поводу следующего дня. Самый безопасный кусок мы пролезли - красивую прямую линию. Но, судя по фотографиям и предварительной разведке, выше нас ждал очень непростой скальный барьер. После нескольких часов аккуратного прохождения льда, мы остановились отдохнуть прямо под ключом. Я надеялся, что по льду нам удастся проскочить быстро. Набравши воздуха, я ушел вправо - и был вознагражден: выше были участки ледопада 3-4 категории трудности. Я был так счастлив, и был так настроен проскочить этот кусок как можно быстрее, что пролез 50 метров первым прямо с рюкзаком, а Винс ждал внизу. В какой-то момент у меня было ощущение, что я парю над горами - от счастья, что ключ пройден. Винс поднялся ко мне.

Остаток дня и вечер я так и работал первым. Следующие несколько участков более крутого, но не слишком сложного льда мы постарались проскочить как можно быстрее. Условия были отличные, но пора уже было найти место для ночевки.

Это был самый экстремальный момент. Мы шли одновременно, я лидировал, и хотел достичь вершины узенького гребня в надежде осмотреться и обнаружить место для палатки. Я наступил на карниз, и он рухнул подо мной. Ноги повисли над пустотой, один ледоруб вылетел. Но второй ледоруб остался, я подтянул ноги к себе, и быстро перемахнул на другую сторону узкого гребешка, который, к сожалению, был очень крутой. Огромные куски твердого снега обрушились на Винса, но, к счастью, не сбили. Если бы это случилось, мой единственный ледоруб не выдержал бы нас двоих, а последний ледобур был в 20 метрах ниже нас. Это был очень опасный момент.

Наконец, мы смогли пробиться к вершине гребня 20 метрами выше и воткнуть палатку на крошечной, но ровной площадочке

Утром мы спустились дюльфером обратно к главному кулуару и поднимались по нему до следующей ночевки примерно на 7400 м. Тут трудность была обусловлена, в основном, высотой, поскольку технические сложности становились тем меньше, чем выше мы поднимались.

День штурма был одним из самых тяжелых, что выпали мне в горах
Пять дней мы поднимались, практически не имея возможности для восстановления. Повезло - погода стояла блестящая. Но я не был уверен в успехе, пока мы не оказались наконец прямо под южной вершиной на высоте 8000 м, и не увидели последние метры простого уже пути к вершине.

Спускались ночью. Мы ошибались и шли очень медленно. Чуть не потеряли 5-мм веревку в одном месте.

Утром собрались как можно скорее и приготовились к спуску. Мы планировали дюльферять по крутому участку стены до ровного поля на леднике Merkyl, где наша линия спуска сольется с линией Месснера 70 года, и дальше следовать по ней до подножия стены. Погода все еще стояла отличная, но днем уже появились облака, указавающие, что скоро последуют перемены.

В тот день мы много дюльферяли, спускаясь как можно ниже. Продолжали до глубокой ночи. Сбросили примерно 2000 м (примерно до 5500), когда Винс уронил свой фонарь, а в моем начали садиться батарейки.

На следующий день около полудня мы спустились к месту базового лагеря 1970 года, где нас встретил наш офицер связи и несколько местных. Отдохнув день, мы отправились в обратный треккинг, чтобы Винс успел на самолет 14 сентября - тогда он успевал к 16 сентября на экзамен как гид.

Маршрут:
Нанга Парбат, 8125 м. Контрфорс по центру Рупальской стены. 1-8 сентября, 2005. Anderson/ House. (4,100 м, M5 X, 5.9, WI4).

Примечание: Если мерять стену от ледника Bazhin , откуда, собственно, и начинается склон, то ее протяженность составляет 4,125 метров. Некоторые считают, что она 5000 метров, но это если считать от деревни Tarshing , откуда начинается тропа в базовый лагерь. Мы считаем, что 4100 - это правильная цифра для оценки протяженности протяженности стены.