|
|
Интересная статья неоднократного номинанта Piolet D'Or, написана в прошлом году. В этом году Ян Парнель также номинировался за их восхождение с Тимом Эмметом на Кедар Дом.
Ян Парнель (Англия)
Победители там, где победить нельзя.
Julian Cartwright , первопроход маршрута The Knowledge (Alaska Grade 6: ED4 5.7 A2++ WI6, 1200m), северное ребро на Mt. Hunter (4441m), Alaska. Его партнером был автор статьи в 2000.Photo: Ian Parnell
Восхождение - это больше искусство, чем наука, тем не менее растет число конкурсов, где пытаются оценить восхождения и выбрать лучшее. Самый знаменитый конкурс подобного рода, французский Piolet d'Or, очень противоречив, и вызывает вопрос: а действительно ли возможно объективно выбрать победителя?
В 1977 Мо Энтоин, Крис Бонингтон, Клайв Роуланд и Дуг Скотт спускались после первовосхождения на Огре в Пакистане. Высоко на горе Скотт, потеряв контроль во время маятника, сломал обе ноги. Чуть позже Бонингтон сломал ребра при падении. Возврашение Скотта на окровавленных руках и коленях поразило воображение общественности. Газетные колонки были полны похвал его героизму; Victoria Sporting Club решил удостоить Скотта и его товарищей по команде ежегодной почетной награды "За человеческое мужество".
Награждение было почетным и громким мероприятием; победитель предыдущего года был британский автогонщик Niki Lauda, который пережил ужасающее крушение и пожар машины, но вернулся на трассу, несмотря на ожоги. Первоначально Скотт не планировал получать эту награду, но Бонингтон убедил его принять ее ради команды: там, по слухам, была призовая сумма наличным 25 000 британских фунтов, сумма, которую они надеялись передать Фонду Эвереста, чтобы оказать финансовую помощь будущим британским экспедициям. "Я считал, что не должен получать эту награду, - вспоминает Скотт - Я не сделал ничего героического.... Я только спас собственную шкуру". Тем не менее, он покорно согласился появиться на ленче национального телевидения. "Я сидел в студии рядом с одной леди из организаторов премии. Поэтому я спросил ее, можно ли выписать чек непосредственно для эверестовского фонда, а не на наши собственные счета? Она повернулась ко мне и сказала: "Какой еще чек?" "Ну, там обещано 25 000 фунтов:" Она ответила: "Да нет никаких денег". Тогда я спросил: "А сколько стоит сам приз?" Когда она ответила, что он стоит 95 000 британских фунтов, я сказал, что неплохо бы расплавить его и продать. Ей это не понравилось. Я понял, что в получении приза для нас нет больше никакого смысла, и я встал и уехал. А та организаторша объяснила, что г. Скотт отказался от приза, потому что приз слишком дешев для него". Британская пресса муссировала скандал. "Еще вчера я был "золотым мальчиком" в альпинизме, а наутро заголовки называли меня "грязная свинья". Никаких больше упоминаний о героизме".
Но Скотт получил ценный урок. "I let my guard down. You've got to watch anything that tries to reduce mountaineering from pure and simply climbing."
Марко Презли, Южная стена Канченджанги, с Andrej Stremfelj , аальпийский стиль, 1990. Первый Piolet d'Or. Photo Andrej Stremfelj
Большинство альпинистов согласятся, что восхождение - грандиозное преодоление. Как выразился Эндрю Линдблэйд, "Альпинизм - это физическое действие, но это также и творчество. Здесь имеют место физические нагрузки, как в олимпийском марафоне, но есть и нечто неопределяемое: здесь нет строгих и окончательных правил: В этом смысле, в альпинизме невозможно строгое соревнование".
Люди по природе своей склонны к конкуренции, и альпинисты не исключение; но их главное соревнование - не между собой, а с природой - проистекает в его самых драматических формах. Для многих альпинистов восхождения - это альтернатива обычным спортивным состязаниям, и они интерпретируют их как свой творческий, духовный или эстетический поиск. В то время, как всевозможные конкурсы переносят акцент на конкуренцию, они часто возникают из среды вне альпинистского комьюнити и гораздо хуже применимы к альпинистам, чем к публике, хорошо адаптированной в гладиаторском мире традиционного "спорта".
И все же альпинистские награды существовали практически всегда. Когда французский охотник за кристаллами Жак Балмат и Доктор Михель Паккард сделали первое восхождение на Монблан в 1786, они получили существенное вознаграждение от Horace Benedict de Saussure, а также приз от Короля Сардинии. Пьер дe Кубертен, родоначальник Олимпийских Игр, предложил в 1894, чтобы медаль "Alpinisme" далась за лучшее восхождение за четыре года между играми. И однажды, в 1988 Ежи Кукучка и Райнхольд Месснер получили серебряные медали за восхождения на все четырнадцать 8000-ков, причем вопрос о том, что они должны были сделать, чтобы получить золото, был опущен
Несмотря на все попытки вписать альпинизм в глобальную спортивную культуру, Эрик Уллен еще в 1912 заявил, что альпинизм и классический спорт несовместимы. Назначенный в Олимпийский Комитет по Альпинизму, он должен был определить потенциальных победителей, он не смог сделать никакого выбора и разработать критерии, основываясь на длинном перечне всевозможных параметров, объяснив это "невозможностью сравнения различных типов восхождений".
Зато в Советском Союзе, где была наиболее развитая система вознаграждения в альпинизме, с 1948 года команды, совершающие восхождения, конкурировали в региональных и национальных чемпионатах; в них участвовали все сегодняшние ведущие российские альпинисты. "Соревнования сегодня неуместны",- сказал высотный специалист Анатолий Мошников в недавней дискуссии на mountain.ru - "Они искажают сущность восхождений". И она, эта "сущность" (эксперимент, риск, взаимодействие, страсть, творческий потенциал и выживание в беспощадной природе высоких гор) превращает примитивные медали мажоритарной конкурсной системы в бедное отражение великого искусства.
The Piolet d'Or 2006. Вручен 26 января 2007 Марко Презли и Борису Лоренсису.. Photo Giulio Malfer
Но и при всем этом, всевозможные призы и конкурсы в альпинизме, от провинциальных организаций до национальных журналов и государств, продолжают распространяться. И только один их них пытается вознаграждать "сущность" восхождения в действительно международном конкурсе: французский "Золотой Ледоруб", Piolet d'Or.
Когда Ги Шомеройль, в то время главный редактор французского альпийского ежемесячного журнала Montagnes, и Жан-Клод Мармье, тогдашний президент GHM, базирующегося в Шамони элитного международного альпинистского клуба, основали эту награду в 1991, их цели, были, безусловно, высокими.
GHM всегда гордился тем, что ценит "дух альпинизма". В то время как целью Piolet d'Or является определить "самое крутое" восхождение года, "принципиальными критериями являются техническая сложность и исключительность восхождения, - добавляет Yves Peysson (президент клуба в 1997-2000), что "уважение к горам, элегантность восхождения, и его дух стали некоторыми из первичных критериев".
Сначала GHM и Montagnes отбирали полдюжины восхождений. Потом формировали жюри, состоящее из Шомеройля и (до 1998) Мармье; в него также входили текущий президент GHM; редактор Montagnes; и победители предыдущие года - плюс еще три члена, приглашенные GHM, один из которых становится президентом жюри. Первоначально жюри было французским, но в 1998 GHM пригласил австралийца Грэга Чилда. С тех пор постоянно приглашали зарубежных членов жюри, например, англичанина Криса Бонингтона, американца Беквита, швейцарца Жана Троилле и, в 2004, польского альпиниста Кшиштофа Вилицки.
Montagnes (при участии GHM) проводит предварительный брифинг жюри, но окончательная оценка формируется в день церемонии, когда каждая команда делает двадцатиминутную презентацию и отвечает на вопросы членов жюри. Первоначально проведенный как составная часть Международного Фестиваля Фильма Autrans в 2000 году, Piolet d'Or стал частью ледового фестиваля в Аржентьер Ла Бессе. В 2002 организаторы переместили церемонию в более благоприятное для парижских СМИ место; в 2004 мероприятие снова вернулось в Гренобль.
Альпинисты - довольно амбициозные люди, и не удивительно, что при общем антагонизме к наградам в альпинизме, Piolet d'Or имел спорную историю. Однако, для комьюнити, которое утверждает, что ему безразличны призы, довольно странно, сколько дебатов и длинных статей вызывает Piolet d'Or. Даже самый первый ЗЛ, врученный в 1991 Марко Презли и Андреджу Стремфелджу за их смелое первовосхождение в альпийском стиле по Юго-западной стене Канченджанги, вызвал споры. Их причиной стало политическое решение наградить зарубежных альпинистов, игнорируя домашних фаворитов, Пьера Бегина и Кристофа Профи, которые прошли улучшенный вариант двух пройденных ранее маршрутов на К2. Дальнейшая история показала, что решение было правильным: в то время как оба восхождения были, несомненно, превосходны, словенская линия проходила почти полностью по нехоженой стене, в то время как маршрут французского дуэта был комбинацией двух ранее пройденных маршрутов, хотя и комбинацией в значительно лучшем стиле. Однако, тот шум был лишь началом того, что последовало...
Brendan Murphy, 1997 первопроход по Северной стене Чангабенг (VI 5.9 M6 WI4, 1600m) 6864 м в Индийских Гималаях. Вдвоем с Andrew Cove они прошли в альпийском стиле. Murphy погиб на спуске в лавине. Номинанты 1998 г. Photo Andy Cave
В 1997 жюри дало Золотой Ледоруб большой команде российских альпинистов за восхождение по западной стене Макалу, которое стоило жизни двум восходителям - и таким образом подали новый повод для разногласий. Филипп Декамп, нынешний редактор Montagnes, объясняет: "Тогдашний президент GHM Ив Пейссон считал, что экспедиция, которая привела к смертельному случаю, не может выиграть Piolet d'Or. Все участники восхождения должны вернуться домой".
Споры вызвало в 1999 решение дать ЗЛ французским альпинистам Лайонелу Доде и Себастьяну Фоиссаку за их восхождение по юго-восточной стене пика Burkett, а не словену Томашу Хумару за его соло-восхождение по Южной стене Дхаулагири. Мармье, который устранился из конкурса годом раньше, объявил, что "начиная с 1998 решение жюри стало настоящим бедствием", и он шумно критиковал его. Он говорил, что французская команда не
"сделала интересное восхождение", а "совершила стандартное восхождение, подобное тем, что описываются два-три раза в год в Америкамком Альпинистском журнале в течение последних 50 лет". Изначальное сравнение французского технического восхождения на пик высотой 3049м с Дхаулагири (8167м) по опасной южной стене, кажется, иллюстрирует комментарии Мармье, но Хумар не дошел до самой вершины, и что еще более важно (как объяснил Peysson), это было очень трудно объяснить представителям СМИ. Кроме того, согласно Peysson, восхождение Фойссака и Доде демонстрировало "своего рода философию альпинизма, где физическая работа - не единственный критерий ...."
Таким образом, постепенно появлялась идея, что роль Piolet d'Or - обозначить для альпинистского комьюнити, какой стиль и этика восхождения являются наиболее продвинутыми. Эта концепция не подразумевала универсального прикладного значения, однако, только усилила дебаты.
Слева: автор статьи Ян Парнель. Фото Е. Лалетиной
Блестящая вечерняя церемония Piolet привлекает множество французских СМИ. Большинство альпинистов чувствует себя так, будто внезапно попали на Оскар. Одни проливают слезы во время своей презентации, другие дают сухие факты, в то время как более поэтичные получают удовольствие от внимания. В 2000 Жюль Картврайт и я прошли новый маршрут по северному ребру Mt. Hunter. Я был и изумлен тем, что попал в номинанты - ведь это было моим первым серьезным маршрутом. Я также сомневался относительно выступления, поскольку ни один из нас не говорил на французском языке. Жюль предложил решить проблему перевода так: пусть просто звучат определенные мелодии, пока демонстрируются наши слайды. "Удары техно их разбудят". Однако, после тридцати секунд после приятных звуков "Ecstasy Makes Me Want to Use a Machine Gun" Джонни Вайолента, раздававшихся в зале, я задавался вопросом, не слишком ли далеко мы зашли? Но в течение нескольких минут половина зала ударяла кулаками в такт музыке, и к тому времени, когда шум утих, я отдал запись Sebastien Foissac, прошлогоднему победителю.
Для нас не имело большого значения, победим мы или нет, но многие другие альпинисты - и те, которые конкурируют за ЗЛ, и те, которые критикуют конкурс, относятся к Piolet d'Or гораздо более серьезно. В тот год презентация Томасом Хубером и Ивоном Вольфом их директа по северному ребру Шивлинга также вызвала недовольство многих: восхождение с использованием большого количества перил, по сути, лишь добавило четыре финишные веревки директа к маршруту Ханса Каммерландера и Кристофа Айнца (Christophe Hainz, их попытка в альпийском стиле на несколько лет раньше закончилась лишь в 300 м от вершины из-за шторма).
Даже изначальный выбор номинантов вызвал недовольство. В списке отсутствовали Jonathan Copp и Mike Pennings, которые совершили стремительные, потрясающе скоростные повторения, а затем и первопроходы на трех башнях в массиве Shipton Spire в Пакистане. Не было среди номинантов и Скотта Бэйкса, Стива Хауса и Марка Твайта, которые сделали повторение за один выход Словацкого маршрута (или иначе Чешский Директ) на Денали. Твайт, член GHM, выразил свое мнение о конкурсе во французском журнале "Вертикаль". "Все маршруты, номинированные в 2000, требовали лишь физических усилий, в то время как Чешский Директ, с нашими шестьюдесятью часами нон-стоп был настоящим прорывом в плане человеческой психологии, - объявлял Твайт - Разве не благодаря именно духу альпинизм исторически богат серьезными достижениями?"
Критика Твайта отразила и собственную точку зрения Пейссона о духовном и чисто физическом преодолении на горе. А также акцентировала другой предмет споров: до прошлого года, когда две команды из шести номинантов были американскими, Piolet d'Or в основном обращал внимание на европейский альпинизм. В 1991 жюри выбрало в номинанты осадное восхождение итальянской команды с использованием перил по южной стене Mt. Dickey, но игнорировало восхождение американцев Джея Смита и Пола Тера (Jay Smith и Paul Teare) в альпийском стиле по стене Phantom Wall на Mt. Huntington, совершенное на расстоянии всего нескольких миль от первого. В 1994 жюри не включило в номинанты американскую команду Брэда Джарретта (маршрут "The Dream on Escudo" - одно из первых супертехнических Big-Wall восхождений в Патагонии, пройденное без перил). Вместо этого ЗЛ в конечном счете получили француз Francois Marsigny и англичанин Andy Parkin за маршрут на Сьерро Торре.
Михаил Михайлов на Жанну, на 7300 м (VII 6b A3+ M6, 3100m). Команда получила Золотой Ледоруб 2005
Конфликт между приоритетом физического и духовного преодолениея, ясно сформулированный Твайтом, достиг критической точки во время Piolet d'Or в 2005. 2004 был особенно удачным альпинистским годом: американские альпинисты сделали успешные восхождения во всем мире; Эрмано Сальватерра прошел смелую новую линию на восточной стене Сьерро Торре; Жан-Кристоф Лафай прошел соло новый маршрут на Шиша Пангме; Эльо Орланди и его команда прошли новый маршрут на Фиц Рой; и большая российская экспедиция, во главе со стенным маэстро Александром Одинцовым, поднялась по северной стене Жанну, одной из больших проблем Гималаев.
Я был посвящен в одну из первых версий окончательного списка номинантов и был удивлен тем, что несколько ключевых американских восхождений там отсутствовали: соло Стива Хауса на K7, первопроход Келли Кордса и Джоша Вартона (Kelly Cordes, Josh Wharton) по юго-западному ребру Транго, и смелая попытка Дуга Чебота и Стива Свенсона (Doug Chabot, Steve Swenson) по ребру Мажено на Нанга Парбат. Американец Джон Вмарко и я, однако, были номинированы за наше первовосхождение по северо-западной стене Saf Индии Minal. Джон и я гордились тем, что сделали, но мне казалось, что несколько американских маршрутов были гораздо круче. Я предложил организаторам заменить наше восхождение одним из американских. Организаторы выбрали соло Хауса на K7; Cordes и Wharton не вошли в список номинантов - хотя в смысле философии и стиля их восхождение было образцом, что необычно для Транго, оплота осадного метода.
Однако, выбор номинантов был еще только цветочками по сравнению с самой церемонией награждения, которая привела к полярному противостоянию и наций и стилей восхождений. Сделать выбор казалось невозможно. Окончательный выбор делался между двумя восхождениями - соло Стива Хауса на К7, совершенным за 42 часа вместе со спуском с четырехкилограммовым рюкзаком, и российским восхождением на Жанну, совершенным командой из одиннадцати человек. Две противоположности из всего спектра возможных альпинистских восхождений.
Решении жюри под председательством известного польского альпиниста Кшиштофа Велицкого, которое разочаровало сторонников альпийского стиля, было в пользу русских.
Лесли Фаско (Leslie Fuscko), нынешний президент GHM, объяснил на сайте GHM: "в конечном счете, победило бесспорное историческое достижение русских. Северная стена Жанну ... одна из реальных "последних гималайских проблем"
пройдена... На фотографиях и видео маршрута видно, что он не годится для восхождения в легком стиле: Вы считаете, что нужно было ждать, пока альпинисты смогут пролезть эту стену в альпийском стиле? Но в альпинизме нет никаких реальных абсолютных понятий, и поэтому все сделано правильно!"
Как будто признавая эту нехватку абсолютных понятий - или как возможность компенсировать некоторые колебания относительно выбора победителя - организаторы создали приз зрительских симпатий, и тогда сорок процентов зрителей проголосовало за Хауса, и только пять процентов - за команду Одинцова.
Хаус рвался в "битву за этику" не награды ради, а ради отстаивания своего взгляда на альпинизм. Большую часть времени своего выступления он потратил не на рассказ о своем восхождении, а на критику восхождения "в стиле, разрушающем идеалы альпинизма". Позже, в интервью журналу "Вертикаль", он подкрепил свои аргументы, цитируя принципы, которые GHM сформулировал для Piolet d'Or. "Является ли восхождение на Жанну настоящим достижением? С таким количеством провешенных перил, очевидно, нет. Было ли это восхождение "инновационным"? Абсолютно нет. Демонстрировало ли оно уважительное отношение к горам, которые окружают нас? Как раз наоборот. Фактически, это восхождение противоречило духу конкурса: "Мы не можем оставлять будущим поколениям маршруты, искалеченные таким разрушительным стилем восхождений. Русские действительно прошли Северную стену Жанну, проявив невиданную стойкость, но они также искалечили ее тяжелым стилем".
Декамп, со своей стороны, объяснил, что в основе выбора жюри лежала и этическая сторона тоже. "Одна из наших задач - прививать определенные ценности, особенно в плане уважения к окружающей среде. И я полагаю, что Piolet d'Or способствует развитию в этом направлении. Например, Юрий Кошеленко и Валерий Бабанов делают свои восхождения сегодня уже по-другому, чем несколько лет назад". Насчет Кошеленко, победителя конкурса в 2003 за восхождение с Бабановым по юго-восточному ребру Нупцзе Восточной, я согласен. Он сказал: "Piolet d'Or помог мне лучше понять идеалы европейского альпинизма." В результате, Кошеленко, известный своими восхождениями в стиле
"старой школы", сделал попытку прохождения северной стены Мелунгцзе в альпийском стиле весной 2005, поднявшись больше чем на тридцать веревок прежде, чем заболел.
В 2005 Piolet d'Or готовился более тщательно, чем во все предыдущие годы за всю свою истории. В то время как критики были готовы осудить конкурс как несовместимый с современным альпинизмом, организаторы очень внимательно отбирали номинантов. Хотя такие превосходные соперники, как Louis-Philippe Menard и Maxime Turgeon (новый микстовый маршрут по северной стене Mt. Bradley), соло траверс Глеба Соколова на пике Победы, восхождение в альпийском стиле по северной стене Хан-Тенрги Павла Шабалина и Ильяса Тухватуллина и маршрут Gabo Cmarik и Jozef Kopold длиной в 90 веревок на Транго были исключены из списка, другие серьезные восхождения, например, Алессандро Белтрами, Роландо Гариботти и нового маршрута Эрмано Сальватерра на Сьерро Торре и Штефана Гловача и Роберта Яспера (новый технический маршрут на Сьерро Мураллон), вошли в него. Окончательно номинантами стали новый маршрут Стива Хауса и Винса Андерсона по рупальской стене Нанга Парбат; восхождение Сергея Самойлова и Дениса Урубко по юго-западной стене Броуд пик; траверс Янника Грациани, Кристиана Троммсдорфа и Патрика Уогнона Северной и Центральной вершин Chomo Lonzo; и соло Ули Штека на Cholatse и Tawoche. Чьей заслугой был выбор этой группы выдающихся восхождений? Заключительная версия списка номинантов была принята единогласно.
Чтобы учесть современную специфику, а также сохранить связь с традициями, в жюри были включены и ультрасовременные альпинисты Силво Каро и Марсиньи, и старый гималайский альпинист и историк Стивен Венабль в качестве председателя. В заключительной речи Венабль повторил слова Линдблэйда об альпинизме: "Это не Олимпийский спорт... Нет никакого научного способа измерить ценность различных восхождений.... И именно этим альпинизм интереснее любого Олимпийского соревнования. Все наши кандидаты - победители". После похвалы всем номинантам он объявил, "В конце, мы должны были определить некоторое дополнительное качество. Это должно быть восхождение, которое будет актуально в будущем ... маленькая команда, работающая в гармонии, использующая минимальные средства для восхождения по красивой, изящной линии". Решение было почти единодушным: 2006 Piolet d'Or дали Андерсону и Хаусу за их восхождение по Рупальской стене Нанга Парбат.
Это решение большинство сочло правильным. Восхождение по Рупальской стене объединило в себе альпийский стиль Хауса с техническими трудностями и исторической важностью одной из последних больших проблем Гималаев. Хотя организаторы не выдвигали никакого специального требования, большинство номинированных восхождений были образцами легкого стиля; только Гловач и Яспер использовали перила. Урубко отметил, что с этой первой американской наградой предпочтения европейцев изменились. И в тот год мнение жюри и зрителей совпали.
Хаус, однако, скептически высказался по поводу будущих выборов победителя. "В этом году в осадном стиле не было сделано ничего значительного. Но посмотрим, что будет дальше - когда русские пройдут восточную стену Машербрум, или К2 - кого тогда выберут в номинанты?"
Но камнем преткновения в 2006 году стал не Хаус, а отказ Beltrami, Garibotti и Salvaterra от номинирования. Их маршрут на Сьерро Торе "El Arca de los Vientos", во многом совпадал со спорным маршрутом 1959 года Maestri-Egger, про который многие считали, что он не был завершен (действительно, в 2005 тройка восходителей не нашла ни малейшего следа предыдущего восхождения). Маэстри громко спорил, что восхождение 2005 года был лишь повторением, а не первопроходом. Garibotti в письме к Manu Rivaud (журнал Montagnes) благодарил его за приглашение, но объяснил, что он, Beltrami и Salvaterra незаинтересованы в ЗЛ... само восхождение было их лучшей наградой: "Самое главное - это сущность восхождения. Конкурс подобный Piolet d'Or пытается определить количество этой сущности и пытается судить качество восхождения.... Можно ли подвергать настоящие ценности такому субъективному суду? Как оценить, например, такие неуловимые понятия как элегантность и воображение?"
Garibotti не ратовал за закрытие Piolet d'Or; наоборот, он предложил, чтобы конкурс совершенствовался, подобно мероприятиям в Шотландии или Argentiere la Bessee, "...где не присуждаются никакие субъективные призы. Такая перспектива позволит Piolet d'Or сохранить все то лучшее, что в нем есть, остаться местом встречи альпинистов со всех концов земли, где они могут обменяться точками зрения и рассказать о своих восхождениях. А до тех пор, - закончил свое письмо Garibotti, - мы лучше воздержимся от участия в этом мероприятии".
Ermanno Salvaterra, первопрохождение маршрута El Arca de los Vientos на Сьерро Торре. Photo Rolando Garibotti
После пятнадцати церемоний Piolet d'Or, презентации почти ста восхождений и сотен альпинистов, несколько самых известных специалистов считают, что пора закрыть этот конкурс, по крайней мере, в его нынешнем виде. В то время как Piolet d'Or является замечательным средством представить наши восхождения более широкой аудитории, сама идея соревнования упускает из виду самые важные ценности в альпинизме - например, уважения к коллегам.
Piolet d'Or должен, конечно, остаться; фактически, недавние конфликты способствовали его изменению, и появилось несколько конкурсов такого же типа, например Golden Piton журнала Climbing, Cristal d'Or во Франции и Золотой Эдельвейс в России. Но из-за того, что Piolet изменяется из года в год, меняется главный приоритет, его критерии являются нечеткими. Дается ЗЛ за отдельное достижение, как например русским за Жанну? или это действительно награда за выслугу, как было в 1995 для восхождений на Аляске Энди Оглера (Andi Orgler) и в 1999 для Доде и Фойсака? Как оценивается чрезвычайная степень риска? В 1997 Piolet дали за восхождение, в котором погибли два члена команды, а два года спустя бравое соло Хумара на Дхаулагири порицалось как слишком рискованный проект, хотя Хумар смог оценить ситуацию, и отступить перед самой вершиной. Многое зависит от состава жюри, поэтому Piolet d'Or не имеет четких приоритетов.
Но даже если Piolet d'Or станет более четким, мне кажется, что основная проблема коренится в самом определении конкурса на "главную награду" в альпинизме. Как осознал Дуг Скотт в 1977, альпинисты получают главные награды за свои восхождения отнюдь не на подиуме. "Отец однажды дал мне деревянную дощечку, которую он нашел во время войны, - сказал он - на ней была цитата из Grantland Rice: "Когда приходит время подводить итоги, против твоего имени пишут не сколько ты проиграл или выиграл, а как ты сыграл свою игру". Мне кажется, это очень верно".
К счастью, с такими альпинистами как Beltrami, Garibotti и Salvaterra, способными не увлекаться блеском золотого ледоруба, настоящие награды за восхождения останутся, где они есть: в горах.
Источник: http://www.alpinist.com
Перевод Елены Лалетиной, www.Russianclimb.com
|
|
|