Альпинизм в России и СНГ

Петр Пустельник: Точка возврата

Польский альпинист Петр Пустельник

Фото Karrar Haidri

После 16 лет восхождений в Гималаях 54-летний Петр Пустельник решил не испытывать более судьбу и оставить дальнейшие попытки взойти на свой 14-й восьмитысячник - Аннапурну. В двух предыдущих попытках в его экспедициях участвовал и Сергей Богомолов. Быстро летит время! - ведь в 2000 году 26-летний Денис Урубко на Эвересте, своем первом восьмитысячнике, смотрел на Пустельника снизу вверх: "Какие люди!"...

В июне этого года Петр объявил, что предпочитает завершить гималайскую карьеру хорошим восхождением, вместо того, чтобы упираться до абсурда.

Про третью попытку на Аннапурне весной 2006 Петр сказал: "...Гора, которую я пробовал покорить в третий раз, высосала все мои человеческие силы ..." Четверо восходителей, включая поляка Петра Моравского, словака Питера Хамора и Тибетца Lotse вынуждены были отсиживаться в высотном лагере в течение нескольких дней из-за плохой погоды. Когда условия, наконец, улучшились, их запасы еды и пр. закончились. Но альпинисты пробивались к вершине. Хамор поднялся первым. Шедший позади него Lotse ослеп.

Piotr Morawski: "У нас был выбор: поступить по-человечески и остаться с Lotse, или пойти на вершину" Двое ослабевших от голода альпинистов сопровождали ослепшего в базовый лагерь. Именно тогда Пустельник решил для себя: "С Аннапурной покончено".

В июне Петр (а с ним Моравски и Хамор) отправился в Пакистан, чтобы проститься с горами Каракорума, где когда-то начал свои восхождения, новым м-том на Броуд пик по Южному гребню в альпийском стиле. Во время акклиматизационного выхода по классике 8 июля события развивались не по запланированному сценарию.

На тропе им встретился Sepp Bachmair - он достиг вершины 7 июля в 15-00, за полчаса до австрийца Маркуса Кронтейлра. Оба альпиниста были на пределе после преодоления предвершинного гребня. Изнуренный и обезвоженный, Маркус умер на руках у Сеппа на гребне на высоте 8030 м рано утром 8 июля.

Сепп, продолжая спуск, достиг седловины на 7800 м после более чем 24 часовой работы. Там в 10:00 Пустельник, Morawski и Hamor наткнулись на обмороженного альпиниста. Сепп хотел продолжать спуск самостоятельно, но Петр Моравски решил, что в таком состоянии Сепп нуждается в помощи, и пошел вниз вместе с ним. Сепп позже признался, что без Петра его шансы спуститься до лагеря 3 были невелики.

Пустельник: "Погода была превосходной, разительно отличаясь от той, что была во время моих предыдущих восхождений на Броуд. Никогда прежде такого не было, и, вероятно, никогда уже я не застану так много дней подряд прекрасной, солнечной, безоблачной и теплой погоды - ни в Каракоруме, ни в горах вообще. Мы начали наш подъем к C3 очень рано утром, чтобы избежать жары на огромных снежных участках. Это нам почти удалось - мы добрались до C3 около 11 утра. Мы обсуждали наши планы и готовились к следующему дню. Условились, когда выходить утром. Питер Х. чувствовал себя неважно, страдая животом, так же, как и я год назад, поэтому я понимал, как ему тяжело.

Вышли очень рано, хотя славяне не любят ранние выходы, в отличие от швейцарцев или немцев. Ниже огромного серака мы нашли две оставленных палатки и рюкзак. Мы продолжили подниматься по перилам, которые, кажется, я вешал с чехами в прошлом году. Петр Моравски первым добрался до седла. Я снизу увидел выражение его лица и понял: "Что-то не так". Когда подошел, то увидел, что кто-то лежит в снегу. Петр М. сказал: "Он очень плох". 'Это был австрийский альпинист. От него мы узнали, что выше на гребне - еще один...

Мое сердце сжалось от безысходности. Это мое четвертое восхождение на Броуд, и каждый раз что-то случалось и не давало дойти до вершины. Т.е. не в буквальном смысле "не давало", просто, стараясь сделать максимум возможного для того, кто оказался в беде, мы оказывались перед необходимостью ломать свои планы.

Австриец плохо говорил по-английски, но мы смогли понять, что он и его партнер взошли на вершину. На спуске партнер (лидер австрийской экспедиции) умер от истощения. Мы позвонили в базовый лагерь австрийской команде. Оказалось, что поднимаются испанцы, среди них доктор. Мы прикинули варианты, и Петр Моравски сказал: "Слушайте, я сильнее всех из нас, поведу его вниз. Я, вероятно, сумею догнать вас снова. Ему надо помочь пройти по перилам первые 200 м, а там уже подойдут другие. А вы идите наверх и ищите второго"

Мы вкололи австрийцу большую дозу дексаметазона, после чего он встал и начал медленно спускаться по веревке. Мы с Хамором продолжали подъем. Гребень теперь казался более длинным, трудным и неприятным. Технически он был легкий - а ведь в прошлом году я не смог подняться выше предвершины...

Приблизительно в 20 минутах ниже главной вершины мы увидели, как ветер треплет ремешки трекинговых палочек. Возле них нашли Маркуса... Мы сделали все, что могли, чтобы укрыть тело - это было трудно, поскольку на гребне не было ни снега, ни камней. Вынули из его карманов часть вещей для его семьи.

Потом поднялись на вершину, и это было кратким мигом радости. Начали длинный и осторожный спуск. Спустились как раз перед закатом, чувствуя себя на пределе. Нас встретили Анджей и Кинга - они как раз поднялись и ждали нас. Это была очень эмоциональная встреча.

Мне трудно говорить обо всем этом: с одной стороны, мы достигли вершины во время акклиматизационного выхода, а с другой стороны, снова спасательная операция:

На следующий день Питер Х. и я начали спуск в ВС, а Кинга и Анджей остались в C3, чтобы акклиматизироваться; Петр M. снова шел наверх, на сей раз со словаками. Он взошел на вершину и был справедливо вознагражден за предыдущий день. Словаки двигались медленно, но также поднялись и благополучно спустились. Погода испортилась, все возвратились в ВС: наша команда, словаки, испанцы - только два итальянца оставалась на горе".

На Броуд пик Петр первый раз был в 1998 с Эриком Эскоффиром. Эрик пропал на предвершинном гребне. Петр возвратился в следующем году с корейцем Парком. В Лагере 2 один из корейских альпинистов сорвался и погиб, и двойка Парк - Пустельник отказалась от вершины. В прошлом году Петр сделал третью попытку, во время которой он помогал спасать легендарного польского альпиниста Артура Хайдера, который упал и сломал ногу.

На новый маршрут в альпийском стиле Пустельник, Моравски и Хамор не пошли. Кинга (Барановска - прим. ред) поднялась на вершину и спустилась в ВС.

Пустельник подвел итог: "Броуд пик - несчастливая гора для меня. Здесь я принял участие не в одной мрачной церемонии. Вывод: не стоит возвращаться сюда в пятый раз.

Удачная ли была наша экспедиция? Да, потому что четыре из пяти членов нашей команды достигли вершины. И я думаю, самый большой успех - для Кинги. А наш проект, безусловно, провалился, и меня это гложет. Но что поделаешь? В горах не всегда все получается, как хочется.

Откровенно говоря, спускаясь на перилам в последний раз, я был чрезвычайно счастлив, что это мои последние шаги на этой горе. Думаю, что мы все трое (Петр Моравски, Питер Хамор и я) чувствуем себя неудовлетворенными. Но, как я уже сказал, не всегда удается следовать плану и достигать цели, к которой стремишься. Однако, гор повсюду достаточно - есть где получить удовольствие, которого я не нашел здесь.