юЦЭЯТЗТЛГ Б сЪООТТ Т озк
Home: главные новости российского и зарубежного альпинизма

Статья Марка Синнота из сентябрьского номера журнала CLIMBING (любезно предоставлена Иваном Самойленко и с разрешения автора).

Статья отсканирована, в виде рисунков

 

 

перевод на русский

(я пропускаю описание восхождения на Жанну)

...Новости об историческом восхождении быстро распространились по всему свету, сопровождаемые фанфарами и критикой. Русские вернулись домой как национальные герои. Поскольку я сам бывал на этой стене, и отлично представляю, что альпийский стиль там невозможен, я нимало не сомневался, что то, что они сделали - действительно великое достижение в Гималайском альпинизме. Однако, вскоре появились слухи, что все свои веревки и платформу русские бросили висеть на стене. Множество альпинистов, в том числе и в США, были шокированы, узнав о каком именно количестве веревок идет речь.

Восхождение на Жанну получило Золотой Ледоруб в 2004, и Одинцов с частью команды приехал в феврале в Гренобль. Одним из номинантов там был Стив Хаус, пропагандирующий восхождения "в легком и быстром стиле". Хаус позже написал статью для французского журнала "Вертикаль", где дал откровенную оценку русского восхождения. "Их восхождение несомненно замечательное. Но в то же время я удивлен, что они употребляют слова "невозможное" и "экстремально", в то время как дюльфера по веревкам не опаснее чем базовый лагерь┘ Кроме того, я был убит фактом, что 77 веревок перил остались на горе. Русские прошли Северную стену Жанну - но они испортили ее своим "тяжелым" стилем. Piolet D'Or предназначен для тех, кто способствует совершенствованию альпинизма. Я утверждаю, что восхождение русских по Северной стене Жанну несовместимо с современным альпинизмом".

Достижения русских за последние 15 лет в Гималаях и так мало с чем совместимы. Северная стена Жанну - это всего лишь следующая ступень в череде восхождений в рамках организованного Одинцовым проекта "Русский путь - Стены мира", который предполагает прохождение "русских" маршрутов на десяти величайших стенах мира. Жанну - седьмая стена.

(я пропущу перечень восхождений - в России и так он всем известен┘ - Е.Л.)

Не только Одинцов со своей командой, но и другие замечательные русские альпинисты пытались решить сложные гималайские проблемы в течение последних лет - тому пример Южная стена Лхоцзе, восхождение на Лхоцзе Среднюю, Западная стена Макалу, северная стена Чангабенг, Северная стена Меру, Юго-Восточное ребро Нупцзе и Северная стена Эвереста. Ни в одной стране результаты восходителей нельзя и сравнить с тем, что делают русские.

Одинцова я впервые втретил не на торжественном собрании в Гренобле, а на снежной полке на 18 000 футов во время восхождения на Транго в Пакистане. Шел 1999, и Алекс Лоу, Джед Оден и я сидели в платформе на стене уже почти неделю, пережидая непогоду, когда внезапно услышали голоса. Алекс расстегнул молнию на входе, и прямо перед нами оказался некто в каком-то страшном комбинезоне и старой оранжевой каске. По рации мы слышали, что русские собираются лезть на Транго, но увидеть их здесь сейчас... мы стартовали на 2 недели раньше их. Погода была скверная, и я никогда не забуду, как Одинцов говорил что-то о нормальной рабочей погоде. Мы - ха-ха! - конечно же посмеялись этой шутке - ...а потом поняли, что он не шутит. Пока мы тут сидели, русские все эти дни лезли - и нижнюю часть стены они прошли в таких условиях вдвое быстрее, чем мы!

Вскоре подошли остальные русские - Юрий Кошеленко, Игорь Потанькин и Иван Самойленко. И это была неслучайная встреча - несколькими месяцами раньше в Солт-Лейк-Сити я встретил Самойленко, официального оператора проекта "Русский Путь - Стены мира". Он тогда показал мне несколько фотографий с их восхождения на Багиратхи - они были потрясающие. Поговорили о предстоящих проектах. Иван вытащил фото Восточной стены Транго, а я - юго-западной стены Транго, которую я намеревался держать в секрете. Я помню, что Иван посмотрел на нее внимательно и спросил: "Отличная стенаа, не правда ли?"

И вот на полке в Каракоруме мы пожали друг другу руки и он сказал: "А ведь верно, она классная!". Выше нашей полки русские нашли следующую в 300 футах правее нас, и тут же принялись вешать перила. И несмотря на языковой барьер, мы всю ночь общались, шутили и выпивали. Помню, что пройдя довольно сложную веревку первым, я спустился обратно, Кошеленко приветствовал меня и дал выпить. Мы семеро много дискутировали. Серьезно обсуждали идею объединить команды. Алекс Лоу и русские были за это. Но я и Оден не захотели этого, чтобы побольше поработать первыми самим.

Снаряжение и техника у русских отличались от нашей. Вместо того, чтобы использовать обычные веревочные лесенки, они применяли крюконоги с лесенками из прочной стропы и стальных колец. Вместо того чтобы ставить ноги на веревочные лесенки, они каждый раз висели на самостраховке, и передвигались вверх, зацепляя металлические кольца крюконогами. У нас было три набора френдов, а у русских была только треть этого. Во время лидирования они часто спускались вниз, чтобы собрать снаряжение. У них было очень много легких титановых крючьев, в отличие от нас. Одинцов показал мне некоторые из них - он их носил как гвозди в мешочке на поясе. Крючья были самодельные, и казалось, что он знает возраст каждого из них, а некоторые даже имели собственные клички. Другая вещь, которая нас заинтересовала - это титановые съемные болты. У них была одна ручная дрель для съемных болтов, и одна специальная дрель для мелких скайхуков. А еще они рассказали нам про айс-фифи - но на Транго они их не брали, потому что там маршрут чисто скальный.

Понять, что такое русский альпинизм можно, наверное, разобравшись в его истории. Большие организованные команды, перила, и своеобразная система градаций маршрутов и разрядов восходителей, принятые в Советстком Союзе.

После Второй мировой войны СССР стал крупнейшей державой в мире, супердержавой, граничащей с Ираном, Афганистаном, Турцией, Китаем, Тибетом и Монголией. Поскольку большая часть границ проходила в горах, то в стране были организованы по армейскому образцу альпинистские лагеря для подготовки специальных войсковых подразделений.

Каждый год в стане работало около двадцати таких лагерей, куда приезжали тысячи альпинистов - парней и девушек. Инструктора получали гарантированный отпуск у себя на работе, и зарплату в лагере. После прохождения тренировочного курса и восхождения на простую вершину курсанты получали звание Альпинист СССР.
Те, кто хотел продолжить, на следующий год приезжали в другой лагерь, проходили следующий курс, делали восхождения на 4 верщины 1-2 категории трудности под руководством инструктора. На следующий год курс был еще сложнее, вплоть до самостоятельных восхождений без инструктора - и так далее.

Такой неспешный рост от одного уровня мастерства к другому позволял накопить довольно солидный багаж. И когда спортмен дорастал до действительно сложных восхождений, поездки в лагерь могли продолжаться, все восхождения фиксировались записями в специальной книжечке, , и каждый год требовалось подтвердть свой разряд восхождениями соответствующей категории. "Разжалование" одзначало, что ты вылетал из команды. Выживали только сильнейшие" - сказал Одинцов. Через 4 года перспективные альпинисты начинали "зарабатывать очки" на звание Мастера спорта. Для КМС требовалось 6 самостоятельных восхождений 4-5 категории трудности. А чтобы стать Мастером, надо было стать призером трех Чемпионатов Союза. По альпинизму.

Такие чемпионаты - от городских до общенациональных - были немаловажной частью советсткого альпинизма. Они проходили в разных местах - Ак Су, Фанских горах (оба района - на Памире), на Кавказе и Тянь-Шане. Каждая из восьми (пятнадцати - прим ред.) республик могла выставить команду на Чемпионат в четырех классах - скальный, технический, высотный и первопроходы. Примерно 10% из тех, кто начал заниматься альпинизмом, становились кандидатами в Мастера спорта, И только одна десятая из них становились мастерами. Самой высшей стеупенью было звание Мастера спорта международного класса. - его давали тому, кто смог набрать 30 баллов в чемпионатах Союза.

Из-за дороговизны этого вида спорта и невозможности свалить с работы, большинство занималось альпинизмом только в лагерях, На любое восхождение требовался допуск. Если вы хотели пройти 6-ку, то вам необходимо было стать сначала КМС-ом, т.е. пройти полностью программу восхождений на множество пятерок, а также сборы по обучению оказанию первой помощи и навыкам спасателей. , и сдать экзамены по этим дисциплинам.

Сделав первопроход, вы обязаны были написать отчет, где указывалась длина и трудность маршрута, а специальная комиссия рассматривала ваш отчет, и оценивала ваши действия. Таким образом, все восхождения были под контролем и под пристальным взором судей, сидящих под горой в базе, и разглядывающих вас в трубу.

В такой системе росли очень квалифицированные, тренированные и дисциплинированные восходители, а частота несчастных случаев была минимальной. Если что-то случалось на горе, все альпинисты в этом районе были обязаны участвовать в спасах. Отказавшиеся оставались "за бортом" системы.

В результате такой системы русские альпинисты приняли стиль восхождений, диктуемый судьями - самом важным критерием восхождения считалась безопасность. Если кто-то погибал на маршруте, тебя разжаловали, невзирая на то значение, которое ваше восхождение могло иметь на тот момент. А вот за использование перил участники сревнований никак не наказывались. Поскольку это вело к безопасности, их использоваоли повсеместно. Поскольку погода в горах не может быть стабильной, инструктора требовали провешивания перил даже во время простейших тренировочных восхождений. - каждый день, независимо от условий. Так русские стали поистине мастерами провешивания перил - даже в такую погоду, когда другие не работают, что мы и увидели сами на Транго. Далекие от того, чтобы смущаться по поводу провешенных веревок, русские очень гордились своим "полностью русским маршрутом".

Теперь вам должно быть понятны некоторые особенности проекта "Русский путь - стены мира". Русский альпинизм имеет военные корни, упор делался на большие команды, контроль риска, и способность сражаться за победу. Командная дисциплина и субординация были важнее индивидуальных целей. Система разрядов и соревнований поддерживала те же ценности. В противном случае ваша восходительская карьера была под угрозой. Все это способствовало развитию духа конкуренции. Русские любили альпинизм, и если они хотели продолжать им заниматься, им надо было побеждать. Когда в начале 90-х Союз развалился, то рухнула и альпинистская система, - результат был катастрофическим, лагеря, инструктора, чемпионаты - все посыпалось... Многие остались не только без любимых гор, но и без работы. "А главное, что исчезла мотивация быть лучше других, исчезла цель". - объяснил Одинцов.

Мастер Спорта с 1983, Одинцов уже был инструктором, но тоже лишился этой работы. Однажды он понял, как бесперспективно заниматься альпинизмом, придерживаясь старых условий, и тогда решил собрать свою команду.

Как и многие другие в России, Одинцов зарабатывал тем, что мыл окна на высоких зданиях, стал довольно хорошо оплачиваемым прорабом. Появились деньги, и одновременно мысль - а что делать дальше? В поисках ответа на этот вопрос он летом 1994 отправился в Ак Су. Где вдвоем с другом пролезли 1200-метровую стену пика 4810, одной из самых впечатляющих стен в мире. "И вдруг мои глаза открылись - вокруг в мире есть немало таких стен. А может, выбрать десяток из них и проложить русские маршруты? Я тогда не думал ни о популярности проекта, ни о спонсорах, - мне просто нужна была цель, отличающаяся от других".

Не стоило большого труда собрать команду - такие же как и он Мастера спорта были вокруг. - талантливые, дисциплинированные, привычные к работе в команде. - и также мечтающие о настоящем деле. Одинцов и другие, у кого было достаточно денег и опыта, теперь могли лезть куда угодно. Могли делать восхождения за пределами Союза - хоть в Гималаях. Русские альпинисты мечтали оставить свой след в этих горах. В то время как западные восходителями десяткамии штурмовали гималайские вершины, русские были лишены такой возможности. Но, находясь в изоляции, они оттачивали свое мастерство, став чем-то наподобие climbing machines. И вот они решили такую проблему как Северная стена Жанну, и реализовали то, что было воспитано тренировками в русском стиле . Пришло время показать всему миру, как сильна была эта система. И они это сделали.

В течение следующих 10 лет Одинцов с различными партнерами пролезал одну стену за другой - скальные Ак Су, стену Троллей и Багиратхи, Транго - кульминация в 2004 году - с Жанну. Русские добились очень большого успеха за этот период. Подробности этих восхождений трудно узнать - они писали только отчеты, где приводили только цифры. Не в русской натуре писать эмоциональные рассказы о трудностях. Вот поговорить об этом за выпивкой - совершенно другое дело!

На одном из восхождений погиб один из участников - 19 июля 2001, когда уже четыре пятых 2300-метровой стены на Латок 3 было пройдено, .Это была уже вторая попытка, в первый раз они дошли до 5800 м. Был прекрасный вечер, красиво сияло солнце. Игорь Барихин жумарил ниже в 40 метрах по перилам. Он что-то прокричал Одинцову, внезапно страшный камнепад обрушился с предвершинного гребня. хаос длился всего пару минут, а затем наступила тишина. Никто не отзывался. А вскоре перебитый конец веревки оказался в руках Игорь Барихин падал полтора километра до основания стены. До вершины русским оставалось не более двух дней, но Одинцов скомандовал спускаться немедленно .

Одна из причин, почему я люблю альпинизм - это спорт без жестких правил, и каждый восходитель волен выбирать себе стиль, основываясь на своих умениях, опыте и персональных предпочтениях. Русские часто делают отличные восхождения в альпийском стиле, а иногда - организуют большие экспедиции.

Я понимаю, как и многие другие, что на некоторых Гималайских стенах альпийский стиль обрекает команды на ПОПЫТКУ. Я сам предпринял такую попытку на Жанну. То, что я понял о русских, это то, что они не настроены предпринимать попытки. Поражение в хорошем стиле не вписываеться в их традиции, но вписывается в наши. Для русских вершина очень важна и она достигнута.

Проблема экспедиционнного стиля, как у русских на Жанну, так и в бесчисленных экспедициях из разных стран ранее, в том, что что они требуют огромного количества снаряжения, чтобы физически и психологически чувствовать себя комфортно на горе. Случись плохая погода, болезнь, несчастный случай - можно быстро спуститься по веревкам и готовым лагерям. Эти веревки засоряют Гималаи. Касательно веревок на Жанну Одинцов объяснил: "Я ничуть не меньше пекусь об окружающей среде, чем самые рьяные сторонники партии Зеленых. Наше решение было тщательно обдуманным, и, как показали дальнейшие события, правильным. Не думаю, что нужно обосновывать это сейчас. Когда бы ни поднималась эта тема, всегда найдется какой-нибуть любитель догм, который хочет показать, что он святее Папы Римского".

Николай Тотмянин, который поднялся на вершину во второй группе вместе с Геннадием Кириевским и Сергеем Борисовым, спустился последним. В своем письме он прислал дополнительную информацию: "Я спускался последним. Мы сняли и унесли вниз 7 веревок выше 7400, платформу, две веревки выше 7000, палатку и оборудование лагеря 7000, платформу на 6700, несколько веревок между 5600 и 7000, палатку и оборудование лагеря 5600. Мы спустили вниз все, что смогли унести". Николай также добавил, что на стене Жанну уже были старые веревки и питоны - до 6500 от других экспедиций и брошенная палатка узбекской экспедиции на 6700, когда русские пришли туда.

Стоит отметить, что на большинстве русских восхождений веревки всегда снимают, а русским вовсе не чужд альпийский стиль. Если посмотреть резюме таких восходителей, как Кошеленко, Одинцов, Ручкин, Валерий Бабанов, Павел Шабалин - вы увидите множество восхождений в "быстром и легком стиле" - от Альп до Тянь-Шаня и Гималаев.

Я спросил Кошеленко, который на протяжении ряда лет участвовал в проекте "Русский путь - стены мира", что он думает по этому поводу. "Я всегда отрицательно отношусь к оставленным на горе веревкам и лагерям, и то же могу сказать о других наших восходителях. Иногда случаются ситуации, когда приходится выбирать, снять веревки или сохранить жизнь человеку. Я считаю что альпинизм - благородный спорт, и я готов обсуждать этическую сторону, но я не люблю, когда кому-то клеют япрлыки. Каждый имеет право на ошибку!".

Кошеленко только что вернулся после попытки в альпийском стиле на Мелунгцзе, с Тотмяниным и известным американским альпинистом Карлосом Булером. Булер, несомненно, ходил с русскими больше, чем кто-либо из американцев, в том сисле на К2 и Чангабенг. "Когда русские наконец-то смогли попасть в Гималаи после перестройки" - сказал он - "они обратили свое внимание на такие цели как Северная стена Жанну, и решили эту задачу так, как позволил их прежний опыт. Пройти Жанну, без несчастных случаев, и чтобы много людей поднялись на вершину - это как раз то, что приветствовала советская система. Теперь же появляется некто, кто страстно доказвает, что так ходить нельзя. "Вы пришли сюда слишком поздно, мы больше не играем в эти игры... Терерь правила другие, и будьте добры, играйте по ним..."

" В своей стране мы тащимся от ковбоев, таких как Дэви Кроки и Дэниел Бум, И в горах мы хотим быть крутыми ковбоями, Но когда мы решились послать человека на Луну, мы не стали экспериментировать и не послали его в космос со словами "лети, милый, а там посмотрим, что тебе удастся сделать и удастся ли тебе выжить". Мы сделали все в экспедиционном стиле, дабы быть уверенными, что он вернется обратно. И это единственное событие, этот успех обеспечил НАСА пятьдесят лет финансирования, а если бы оно прошло неудачно - вся программа могла бы рухнуть. Так вот, русские так же относятся к альпинизму. "

Русским странно, что американцы придают такое большое значение перилам. Мне кажется что все это результат непонимания. Но тем не менее, хорошо, что мы обращаем внимание, на то как альпинисты обращаются с окружающей средой.

В 2004, на церемонии Piolet D'Or в Гренобле Одинцов и Хаус имели возможность дискутировать различия своих точек зрения. Претензии Хауса к русским - это не только брошенные веревки. Он также сомневается, является ли так-называемый "русский стиль" действительно премлемым. Интересно, что два члена жюри, Валерий Бабанов и Юрий Кошеленко, подверглись ранее точно такой же критике со стороны Хауса,за восхождение по юго-восточному ребру Нупцзе и получением Золотого Ледоруба за него... Хаус категорично объявил:" Перила, заранее установленные лагеря,, шлябмура, высотные шерпы и дополнительный кислород - это не альпинизм! С тех пор как великие восходители из старшего поколения смогли пройти в Гималаях маршруты в альпийском стиле, любой другой стиль - это моветон и, несомненный шаг в прошлое против красоты восхождений. Я надеюсь, что альпинисты из всех стран встанут горой за хороший стиль, и прохождение м-тов в стиле Кошеленко и Бабанова будет далее невозможно".

Одинцов прокомментировал полемику, возникшую между двумя лидерами современного альпинизма: "Такие разногласия вполне понятны между людьми разного возраста и менталитета, выросших в разных странах. Было бы странно, если бы их не было. Есть категория людей, которым непременно надо учить других жить. Им недостаточно собственного счастья - они хотят сделать счастливыми других. Им просто необходимо, чтобы все вокруг жили так же как они сами. Если у такого фанатика нет никакой власти, он просто забавен и весьма безопасен, и Бог против того, чтобы дать ему средство испытывать свой рецепт на других. Кому как не русским знакомы такие эксперименты..."

"Очень плохо, - сказал Одинцов, - что подобные дискуссии ведут к разобщению людей, занимающихся таким прекрасным спортом как альпинизм. У восходителей, включая элиту, и так мало связей друг с другом. Нас разделяет Атлантический Океан, так надо ли еще строить барьеры такими дискуссиями?"

Наверное, самое важное, что я понял про русских - это то, что они ходят в горы за тем же самым, что и мы - потому что это им нравится. А это самое главное, и альпинизм для них не столько спорт или работа, а просто такой страстный способ жить. Они лучше проведут время в горах, трудясь над решением следующей проблемы, чем будут выяснять с нами, кто прав, а кто нет.

И, несмотря на всю критику со стороны американцев, Одинцов закончил свое письмо на ноте, важной для всех нас: "И в заключение, мои наилучшие пожелания американским альпинистам. Пусть вам всегда сопутствует удача, и над головой сияет солнце".

Марк Синнот, главный редактор Climbing

Свои комментарии к статье (они будут интересны автору) присылайте на info@russianclimb.com или прямо в Climbing.