аУЬКЪИЪТХ В лЙЦЦЪЪ Ъ цир

Фото вершины: из экспедиции Эверест. Северная стена 2004.

Информационная поддержка проекта - Russianclimb.com

Хроника экспедиции.

24 мая 2006. Сезон подошел к концу. Главная задача экспедиции - восхождение Бориса на вершину - не выполнена. Болотов заболел на 7900, Сурмонин повернул на 8100. Борис Степанович тоже чувствует себя неважно. Сегодня в 13-00 СМС: "Наши ошибки: мы были единственной командой, которая работала без шерпов, приехали позже всех, и кормили отвратительно - мяса не было вовсе - вот и надорвались...

Грустно... А ведь это была объективно самая сильная команда на горе...

Будем ждать рассказов ребят по возращении домой.

23 мая 2006. Николай Тотмянин поднялся на вершину без использования дополнительного кислорода. На вершину с ним поднялся лидер белорусской команды Владимир Тельпук. Мы поздравляем обоих!

22 мая 2006.Тотмянин сегодня на 8300 без кислорода, Сергей и Алексей повернули с 8000 обратно, Коршунов не выходил из АВС.

18 мая 2006. В базовом лагере реанимировали компьютер. Письмо Николая Тотмянина:

Привет! Мы сейчас отдыхаем в базовом лагере. Здоровье у всех в
пределах нормы учитывая скорость акклиматизации, объем проделанной работы и общее время нахождения на высоте выше 5200 м. Хороший высотник работает на трети возможностей там, где другие выкладываются полностью, и
воссстанавливает свои силы в условиях, когда другие продолжают расходовать свои ресурсы. Таких в нашей небольшой команде половина. Это много, и это вселяет уверенность в благополучном завершении дела.

Экспедиции, заехавшие на пару недель раньше нас и имеющие в своем составе по
десятку высотных носидьщиков, уже начинают пожинать результаты своих трудов,
то есть, у них есть восходители на вершину, а также уставшие, заболевшие и,
к сожалению, погибшие. Следует отметить, что практически все делают ставку
на безусловное использование кислорода, начиная чуть ли не с 7000 м.

Погода в этом году благоприятствует восходителям, грех жаловаться, хотя
ветер со снегом иногда останавливают всякое движение на маршруте. Так, 11
мая мы сидели в палатке на 7700 м целые сутки из-за сильного ветра.

Мы таскали свой комп в АВС на 6400, и он там сдох. Внизу в ВС удалось
"железо" реанимировать и восстановить электронную связь с внешним миром.
Мы вчетвером за месяц поставили и оборудовали С1 на Северном седле, лагерь
С2 на 7700 м, сделали заброску кислорода, газа, продуктов на 8300 м. Погода пока не очень обнадеживает, ждем оптимальной. Отъедаемся, отсыпаемся,
восстанавливаемся, насколько это возможно в условиях базового лагеря. Готовы
в любой момент рвануть вверх.

Всем, кто за нас болеет, передаем привет и обещание работать на горе
грамотно и осторожно.
Николай

16 мая 2006. SMS из базового лагеря в 18-00 по МСК от Николая Тотмянина: Лена, какой прогноз погоды в ближайшее время? Отдохнем, и через 2-3 дня готовы идти на вершину. Как там Ермачек и барышня из Плэйбоя?

15 мая 2006. Глава 6. 8300. Звонок Сергея Сурмонина: мы в базовом лагере. Все в порядке.

14 мая 2006. SMS в 15-20 по МСК: Заползли на 8300. Не было свободных площадок, поэтому сделали заброску и спустились на ночевку на 7800. Сейчас в АВС, завтра в базовый лагерь. Отдохнем несколько дней.

12 мая 2006. SMS в 16-15 по МСК: вчера поднялись на 7800, пытались сегодня идти на 8300 но очень сильный ветер - вернулись, ночуем, надеемся завтра ветер будет тише.

10 мая 2006. SMS в 14-30 по МСК: вчера поднялись в АВС, сегодня из АВС на Северное седло, завтра идем в лагерь 2 на 7700 м.

7 мая 2006. SMS в 15-00 по МСК: Лежим - откисаем. Компьютер сдох. Нам очень нужен прогноз с 10 по 15 мая.

5 мая 2006. Глава 5. Прорыв под покровом тумана. SMS в 17-00 по МСК: "Поставили лагерь на 7800, переночевали и спустились в АВС. Погода очень плохая, завтра в базовый лагерь".

29 апреля 2006. Глава 4. Даешь мясо! SMS в 14-00: "Игорь в базовом лагере, все решил. Караван с мясом и селедкой отправлен вверх. Мы работаем по плану, сейчас второй день отдыхаем в АВС, скоро двинем на 7900".

"В АВС мы вас кормить не будем", - заявили китайцы команде во время конфликта из-за яков. И не кормят. В сегодняшнем SMS в 7-15 по МСК: "Мы требуем замены повара. За 5 дней в АВС нам ни разу не дали мясо, хотя сами его жрут регулярно, ::::::". Команда пытается решить проблему с помощью Royal Mountain Travel. Печально, что подобные злоключения отравляют спортивную программу. Похоже, китайский персонал откровенно предпочитает "хлебные" большие коммерческие экспедиции, где им достаются крупные бонусы, и манкирует своими обязанностями в маленьких малобюджетных командах. Игорь Кулишов сейчас в базовом лагере - какая удача! - надеемся, что ему удастся помочь альпинистам, которые пока находятся в АВС и пытаются с ним связаться.

27 апреля 2006. SMS 16-18 по МСК: Мы на 7000 м. Самочувствие - типичное.

26 апреля 2006. SMS 15-20 по МСК: Мы на Северном седле. Поставили лагерь.

24 апреля 2006. Команда в АВС, все более-менее в порядке.

23 апреля 2006. Глава 3. Бизнес по-китайски. Команда из базового лагеря: Игорь, Екатерина, добрый день. Сегодня с самого утра пытались до Вас дозвониться - не получается. У нас и белорусов личного груза 400 кг (по 50 кг на человека), т.е. на 10 яков. Нам было обещано по 4 яка на человека. Т.е. наши две команды имеют свободных 22 яка. Однако с нас требуют оплатить экстраяков по $95 с каждого человека. Якобы для обеспечения АВС. Мы очень долго ругались, и к обеду китайцы согласились отправить караван в АВС без экстрагруза и демонстративно сняли весь газ для кухни АВС (15 балонов), а генератор, стулья, столы, очень много еды они загрузили. Более того, высотный носильшик норвежцев (самый активный сторонник китайцев) сообщил нам, что из-за нашей жёсткой позиции нас не будут кормить в АВС. А в начале спора вообще грозили оставить весь наш груз внизу, со словами, ну что вам разве жалко $100, ведь шведы заплатили... Высотный носильщик вёл переговоры с нами от имени "Арун". Постоянно рядом присутствовал мистер Ли, но делал вид, что его это не касается.

Просим Вас разобраться в данной ситуации и обеспечить тот сервис, который мы
оплатили в Катманду.

С уважением,
Сергей, Николай + команда белорусов.

P.S. У белорусов экспедиция национальная, под эгидой олимпийского комитета,
и они уже готовы обращаться в МИД Белоруссии.

22 апреля 2006. Глава 2. Неделя простоя. Сергей Сурмонин из базового лагеря: Сегодня, 22 апреля, в базовый лагерь приехал грузовик с нашим грузом. Китайцы всем лапшу на уши вешали, что снег на дороге не позволил доставить багаж вовремя, все гораздо проще - они не хотели гнать трак, загруженный всего на треть. Завтра утром уходим в АВС, начинаем работать на горе. Караван яков с нашим грузом выйдет следом за нами, но прибудет в АВС через день. Так получается, что наши планы до сих пор тормозятся нашими грузами, поэтому график акклиматизации будет достаточно жестским. Надеемся что все будет хорошо и мы справимся. Тем более, что у нас нет другого выхода, времени у нас в обрез. Всем привет!

21 апреля 2006. Ответ из КТМ, Игорь: Караван грузовиков не прошел - сошел снег. В этом месте каждый год сходит... но не так много, как в этот сезон. В этом сезоне
вообще все какое-то странное. Сегодня утром первые грузовики пошли по
прочищенной дороге. Все будет хорошо. В Б.Л они будут на следующий день

Письмо из БЛ: Игорь, Екатерина, привет. Мы уже пятый день сидим без тёплых вещей. Это очень холодно и неприятно, особено ночью. Но не это самое главное, самое плохое, что мы теряем время и ломаем график. Прошу Вас срочно вмешаться в ситуацию и ускорить получение груза. Объяснения китайцев о том, что якобы засыпан перевал - мы считаем отговоркой. Мы же проскочили без всяких проблем этот перевал... Там снегом даже и не пахло. Видимо, китайцы ждали попутный груз и задержали нашу машину.

С уважением,
Сергей, Николай

20 апреля 2006. Сергей Сурмонин, SMS от 15-30 (МСК): китайцы обещают груз завтра - говорят, что был засыпан перевал.

19 апреля 2006. Алексей Болотов: Привет! У нас все нормально! Приехала команда белорусов 4 чел. Грузы сегодня не пришли, причины не знаем. Ждем. Борис Степаныч веселит своими рассказами. Недалеко огромный лагерь экспедиции Абрамова, общаемся. Просьба, если не трудно пиши пожалуйста кратко основные новости. Нам
неудобно заходить на сайты. и дорого.
Алексей

P.S.Утром во двор нашей гостиницы забралась здоровая обезьяна и принялась
жрать яйца в гнёздах. Вороны с криками пикировали на неё. Обезьяна насытилась, но была вся в птичем дерьме. Дядя Боря, как космонавт с многолетним опытом
подвёл под это теоретическое объяснение: вороны, когда выходили из пике,
получали огромные перегрузки, на уровне "G-4". Внутренние клапана ворон не
выдерживали таких перегрузок, и они непроизвольно бомбили обезьяну.

17 апреля 2006. Сергей Сурмонин из базового лагеря Эвереста: сегодня в 15 часов по китайскому времени команда Бориса Коршунова достигла базового лагеря Эвереста. Наш полет из Москвы прошел без приключений: участники и груз достигли Катманду одновременно. Прибытие в Непал совпало с наступлением Нового года по непальскому календарю, поэтому остаток дня 13 апреля и весь следующий день мы совершали закупку продуктов, газа, снаряжения и разных необходимых мелочей на фоне всеобщего праздника, не омраченного внутриполитическими
событиями. Старт экспедиции из Катманду, намеченный на утро 15 апреля не состоялся из-за политических споров между оппозицией и королём. Началась всеобщая забастовка, все дороги перекрыли. Не дожидаясь прояснения ситуации, мы в тот же день приняли решение лететь в Кодари - пункт перехода границы между Непалом и Китаем - вертолетом. Это дополнительные расходы, но рисковать нельзя было. По дороге были две ночёвки (1800 м. и 3 700 м.). Надеемся что грузовик с нашим снаряжением приедет завтра. Привет всем.
Команда Коршунова.

На карте вы можете увидеть весь путь от Катманду до базового лагеря под Эверестом - дорога идет через Кодари, Зангму, Ниалам, Тингри. Это фото с сайта www.7summits.ru

15 апреля 2006. Глава 1. Революция. Сергей Сурмонин сообщает из Катманду: у нас небольшие политические проблемы - оппозиция спорит с королем ("разборки", короче). Все дороги закрыты - транспорт не ходит. Будем улетать на вертолете до китайской границы. Это незапланированные расходы, но рисковать нельзя - неизвестно? сколько продлится эта ситуация... Сегодня или завтра улетим. Дальше у нас будут проблемы с Интернетом. Поэтому пишите короткие SMS.

13 апреля 2006. Николай Тотмянин: Мы в Катманду. Долетели нормально. 15 стартуем в Тибет.

12 апреля 2006. Команда вылетела в Катманду.

Некоторые факты биографии Бориса Степановича

Борис Степанович Коршунов - фигура легендарная в российском альпинизме и российской космонавтике. 12 апреля 2006 Борису Степановичу вручили медаль за заслуги в ракетостроении, а также за заслуги в добровольном почти 40-летнем участии в экспериментах по выживанию человека в экстремальных условиях, проводимых Институтом им. Газенко - по заданию отряда по спасению космонавтов. В 60-е годы в горах Кавказа и Памира он ходил в составе команд Льва Мышляева, Игоря Ерохина и Кирилла Кузьмина. Семикратный Снежный Барс, единственный, кто имеет такой результат за всю историю этой программы. Более 70-ти восхождений на семитысячники. В 68 лет Борис сходил в одиночку (случайно) на Аннапурну Центральную. На Эвересте с Севера был дважды - в 1999 и в 2000 году. В первый раз, дойдя до вершины и спустившись вниз, не получил поддержки соотечественников в признании успеха, хотя все вещественные доказательства имеются. Кстати, в тот момент БС был старейшим восходителем на Эверест. Год спустя Борис Степанович вновь предпринимает попытку - но на этот раз не получилось. Сергей Бершов сказал по этому поводу: "Если бы Скрипко не использовал дядю Борю нещадно, как бесплатного шерпа, успех был бы наверняка". Поэтому предстоящее восхождение - не просто подъем по классике, не просто попытка установить возрастной рекорд - это стемление отдать должное человеку, который этого заслужил. Поэтому в проекте участвует такая команда.

Вдохновителем и организатором этой экспедиции стал один из ближайших друзей Бориса Степановича - Сергей Сурмонин (1968 г.р.). Москвич, временно работает в Ташкенте. Лыжник- марафонец. бегал 100-километровые супермарафоны. Альпинизмом начал заниматься в 2001 году - поднялся на Хан-Тенгри, в 2002г. - на пик Ленина с Владимиром Сувигой, а год спустя участвовал в скоростном забеге на Хан-Тенгри - за 11 часов поднялся от базового лагеря до 6600 м (конец дистанции) и спустился обратно. В 2005 году он вместе с Коршуновым поднялся на пик Евгении Корженевской и пик Коммунизма, а в 2005 - на пик Евгении Корженевской сходу, без предварительной акклиматизации, с Владимиром Сувигой. В горах Заилийского Алатау неоднократно становился призером забегов на пики Амангельды, Абая, Нурсултан.

Руководителем команды, состоящей из трех человек, должен был стать Владимир Сувига, но за 10 дней до старта выяснилось, что его не отпускают на работе, и в экспедицию он не едет. На предложение заменить Сувигу в тот же день дали согласие Николай Тотмянин и Алексей Болотов - у каждого были свои планы, но поддержать проект Бориса Степановича каждый из них готов без колебаний.

"А кто участвует? Коршунов и Сурмонин? Я с ними хорошо знаком - это такие кони! Пожалуй, надо ехать!"

Е.Л, : "Но ты понимаешь основную задачу?"

Николай: "Конечно! Придерживать дядю Борю, чтобы не рванул на вершину сходу!"

Е.Л: "Как думаешь, поставит дядя Боря рекорд?"

Николай: "Ничуть не сомневаюсь".

Фотография Алексея - с сайта www.alpclub.ur.ru

Алексей Болотов (1963 г.р.) уже был на Эвересте дважды (1988, 2002)- и с кислородом, и без. Николай поднялся на вершину в 2003 - единственный за сезон (из 264 человек), кто рискнул тогда пойти без кислорода. Оба участвовали в восхождении на Жанну по Северной стене, оба - лауреаты Золотого Ледоруба (Болотов - дважды), оба имеют богатую биографию в высотном альпинизме. Алексей в экспедиции на Лхоцзе Среднюю был в составе первой четверки, достигшей вершины 23 мая 2001 года. И именно он пролез первым сложную 15-метровую скальную стенку в предвершинном гребне - для преодоления сложного рельефа пришлось лезть без рукавиц на высоте более 8000 м, где и на минуту их снять - проблема!

Николай (1958 г.р.)- пятикратный Снежный Барс, в ноябре 2005 удостоен звания Заслуженного Мастера спорта. "Всегда на острие атаки, всегда в блестящей физической форме ("Коля-турбо" зовут его клиенты), всегда на высшем уровне мастерства - личного технического и тактического, всегда спокойный, с легким юмором (автору этих строк посчастливилось участвовать вместе с Тотмяниным в одном трудном восхождении, когда у многих сдали нервы и отказала выдержка, а он продолжал оставаться уравновешенным и немногословным)" - так характеризовал Николая его коллега Сергей Калмыков.

В Москве перед стартом. Фото: Russianclimb

Arcon схема утилизация холодильников "Компания Смартутиль".