Альпинизм в России и СНГ

хроника экспедиции

Михаил Даничкин. Дневник экспедиции. Часть 5

Пятый выход на гору.

Наша команда значительно ослабилась после ухода Ромы, Кости и Ильдара. Тем не менее у всех в голове была еще одна попытка на восхождение. Чувствовалась некоторая незаконченность. К тому же на горе оставалась куча снаряжения. Нужно было все снимать. Но все же это было не главное. Хотелось отработать по максимуму. Даже если шансы достичь вершины не велики. Говоря откровенно, я на многое и не расчитывал. Я хорошо понимал, что с акклиматизацией до 7100 и лишь одной ночевкой на 6950, расчитывать на успех будет сложно. И, к тому же, лагеря на 7300 до сих пор еще не было. То есть налегке подняться не получится.

Возвращаясь в прошлое, на мой взгляд, переломным моментом в экспедиции стал третий выход. Тогда мы не дошли до третьего лагеря оставив заброску на 7100. Это было большое отступление от намеченного плана. И шансы на успех начали плавно таять. Фиаско четвертого выхода, вовсе расплавили наши надежды, стремя их к нулю. Но как я написал выше, хотелось довести все до логичного окончания, и если вдруг сильно повезёт, возможно получится что-то большее.

Итак вся команда сидела в базовом лагере, восстанавливая силы и мониторя прогнозы погоды, в поисках "окна". Больших проблем со здоровьем в этот раз ни у кого не было. Нужно было только дождаться этого самого окна. Но в очередное утро приходят новости о том, что пропала, и не выходит на связь группа на Нанга Парбате. Мы сразу же предлагаем свою помощь в поисково-спасательных работах. Связываемся с людьми координирующими эти работы. Чуть позже к нам обращаются с просьбой помочь в поисках. Обещают прислать вертолет. Наша передовая четверка без колебаний начинает собираться, а остальные готовятся снимать снаряжение с горы и закрывать экспедицию. Мыслей о К2 больше не остается.

Затем начинается обсуждение планов работ на Нанге. Мы ждем анализа облета и фото-видео съёмки, который должны сделать коллеги из Пакистана. Нам присылают фотографии. Все выглядит непонятно и опасно. Мы задаем вопросы по планам и стратегии поиска спасательному комитету из Италии. Затем следует некоторое молчание. Вертолет так и не прилетел. Поступает разная, информация из разных источников с российской и итальянской стороны. Мы по прежнему сидим наготове на рюкзаках. На следующее утро получаем сообщение, о том, что комитет по спасению принимает решение использовать помощь Алекса Чикона, так как у них есть дроны. Итальянцы сообщают, что это решение принято из-за потенциальной опасности района поиска. После этого сообщения, мы начинаем снова перестраивать свои планы. Но сначала, решаем подождать еще пару дней, на тот случай если что-то изменится на другом восьмитысячнике. Но никаких изменений не последовало. Даже команда Алекса за эти дни не вылетела из под К2, из-за каких-то, то ли финансовых, то ли бюрократических проволочек.

Мы собираемся на выход. Достаточно большого погодного окна не ожидается. И мы лишь надеемся на то, что ситуация изменится по ходу движения.

В этот раз решаем не ночевать в ABC, и выйти сразу в первый лагерь. Идея оказалась неплохой, так как позволила избежать одной ночевки на горе. Ахат и Аманер помогают нам заброситься до первого лагеря и тут же уходят обратно в базу. Василий, Турсун, Артём и я остаемся одни на горе. Дмитрий Витальевич координирует группы и передает нам сводки метео-прогнозов из базового лагеря по радиосвязи. На начальном этапе всё идет хорошо. Погода благоволит. Правда нет уже той легкости, которая была в начале предыдущего выхода. Василий тоже предупреждал, что пятый выход будет тяжелым. Во втором лагере в этот раз все на месте. Ничего не сдуло. Слава богу! Далее решаем перейти в лагерь на 6950, а не сразу в третий на 7300. Это для перестраховки. Теряем один день, зато исключаем риск что не дойдем до места за раз. Ведь маршрут до третьего лагеря до сих пор еще не обработан, а на "чёрной пирамиде" с площадками туго.

Последующие два дня складываются довольно гладко. Погода не жестит, самочувствие у всех более менее нормальное. Правда один случай разбавил эту обыденность. Василий в поисках кольев для растяжки палатки на 6950 стал разбирать одну растрепанную занесенную снегом палатку, и случайно наткнулся на кислородный баллон. Турсун с Артёмом продолжили раскопки и нашли много других вещей принадлежавших кому-то. Тогда мы вспомнили, что еще перед началом экспедиции Асгар (директор Жасмин-Турс) попросил нас сохранить или присмотреть за вещами оставленными в третьем лагере одним пакистанским гидом.

Случилось это по причине трагических событий с японским альпинистом, прошедшим летом. Нас только смутило, что нашли мы это на 6950, а не в третьем лагере. Но сразу стало понятно, кому они принадлежат. Часть вещей мы прикрепили к перилам, а часть наиболее ценных спустили вниз, чтобы передать хозяину.

В третий лагерь вышли без затруднений. Установили палатку на 50 метров ниже лагеря, в бергшрунде. Получилась хорошая защита от ветра. Ночь была холодной. Для облегчения веса мы несли три спальника Red Fox Big Wall Team. Состегивали их вместе и спали прижавшись друг к другу, предварительно надев на себя весь запас одежды. Но все равно было холодно. Постепенно накапливалась так называемая "холодовая усталость", когда организм слабеет и перестает сопротивляться холоду. Возрастает риск обморожений или переохлаждений.

Выход в четвертый лагерь состоялся, но был изначально под большим вопросом. Во первых двигаться было очень тяжело. Не хватало акклиматизации. Старых перил практически не было, и приходилось тратить немало сил на поиск пути и его обработку. Ветер в этот день был не сильным, но главная проблема заключалась в другом - видимость. Облака то налетали то рассеивались. В промежутках мы успевали просмотреть путь и двигаться дальше. На высоте 7465, находясь на большом фирновом склоне видимость пропала на долго. Мы не знали куда точно двигаться. Был риск уйти на "сбросы" или под какие-нибудь сераки. У нас осталась лишь одна связочная веревка. А если "отрываться" от перил то можно легко заблудиться. Вешек тоже не было, их давно унес ветер из второго лагеря. Я закрепил конец заключительных перил на свой ледоруб и спустился обратно на 50 метров. Там мы вырубили площадку и установили палатку. Ночь снова была холодной.

Утром видимость не улучшилась. Не было даже видно конца закрепленных мною перил. Дмитрий Витальевич передал прогноз, по которому, в ближайшие два дня, скорость ветра должна была усилиться до 100-110 км/ч (в районе вершины). Такая ситуация может оказаться смертельно опасной, даже если пережидать сидя в палатке. Ждать бессмысленно. Мы собираем лагерь и уходим вниз. Горе я оставил свой ледоруб на память, с закрепленным концом веревки.

По пути собираем остатки мусора и снаряжения. На участке от второго к первому лагерю рюкзаки весят уже около 30кг. Спина и поясница скрипят от боли и напряжения. Считаю метры до площадки на 6100. Здесь ветер гораздо тише, под прикрытием высокого гребня. В палатке я испытываю большое облегчение от снятия рюкзака, прибавившегося кислорода и более теплого воздуха.

На следующее утро пока все отсыпались, я встал в полшестого и вышел из палатки. Мороз и рассветное солнце ударили в лицо. Весь Каракорум открылся, как будто улыбаясь машет нам рукой на прощание. Но восьмитысячники так и стояли с прикрытыми облаками вершинами. Напротив нас северная стена и вершина Броуд Пика, справа Музтаг-Тауэр, слева Skyang Kangri. Делаю снимки и ныряю обратно в палатку. От утреннего мороза ломит кости. Народ спит пропуская такую красоту. В это утро мы долго сидим в палатке и собираемся. Торопиться уже некуда. Навстречу нам поднимаются Ахат и Аманер, чтобы помочь спустить грузы. Спуск в базу по столь уже знакомому пути проходит без затруднений. В лагере мы долго обсуждаем проблемы всей экспедиции и почему не удалось достичь вершины. Похоже что проект не заканчивается. Возможно мы снова будем здесь, более подготовленные и мотивированные.

Следующие два дня пакуемся и собираем лагерь. Часть снаряжения оставляем в депозит до возможной следующей экспедиции. Я с Турсуном успеваю сбегать на мемориал. Количество табличек поражает и удручает. Но место для них выбрали хорошее. Передаю привет своему тренеру - Александру Губаеву. Гора забрала его много лет назад, молодого и сильного.

Приходят портеры, и мы уходим вниз.