back to the latest news

Спонсор The North Face

Нанга Парбат, зимняя экспедиция

и вот она, мечта...

Инфо и фото: simonemoro.com и блог Дениса

Хроника экспедиции

14 февраля 2012. Сегодня Денис написал в своем блоге: игра закончена...

13 февраля 2012. Пока все то же. Снег идет, на высоте сильный ветер. Карл сказал, что это еще будет продолжаться.

Утро в базе

10 февраля 2012. Снега много, лавинная опасность высока. Двойка в базе. Прогноз Карла не оптимистичен: с завтрашнего дня сильный ветер, и много снега. Денису и Симоне нужно 3-4 дня хорошей погоды, чтобы сделать гору ( а всего на штурмовой подъем и спуск надо 7 дней), но прогноз до конца февраля не показывает пока такой возможности. Остается только надеяться... Соседи - поляки решили свернуть экспедицию.

Пара красивых фото от Маттео:

5 февраля 2012. Вчера Денис написал в своем дневнике, что сегодня они намеревались стартовать. Но вчера пошел снег. "Shit! It's snowing.." - написал Симоне в скайпе. Почему надо стартовать сегодня? Погода еще очень плохая. Да потому, что 8 февраля все прогнозы обещают волшебный день, идеально подходяящй для штурма: безветрие, и т.д. Симоне долго обсуждал ситуацию с Карлом Габлом. Сегодня с утра парней в скайпе нет. Вышли? Или спят?

Но, заглянув в один из блогов экспедиции, вижу:

Все ясно...

Симоне пишет: "Уже вчера утром и особенно вечером после пары телефонных звонков с Карлом осталось мало сомнений относительно продолжения ухудшения погоды. Мы надеялись, но Карл никогда не ошибается и в самом деле....

Это фото сделано в 12 ночи. Непрерывно идет снег, и будет продолжать идти следующие нескольких часов, хотя сейчас снегопад чуть потише.

Лавинная опасность высока. Сегодня лопату в руки.... Поляки утром пришли просить пару снегоступов утоптать снег вокруг их лагеря и сделать коридор, который соединит два лагеря.

2 февраля 2012. Интервью Дениса для ExWeb

31 января 2012. Симоне и Денис в базовом лагере, ждут благоприятного прогноза от Карла Габла. Штурм - это 5 дней вверх от базы до вершины, и 2 дня вниз. Тяжелая работа, которая потребует выложиться до конца.

28 января 2012. Из дневника Дениса: Когда мы подошли в Северный цирк ледника Диамир, стало ясно, что безопасной ночевки на плато не предвидится. Ну тогда мы полезли на склон пика Ганало, и на одной из скальных лап устроили площадку. Получилось забавно и спокойно.

Утро застало нас на извилистой прямой по пути к так называемым «Золотым воротам». Ну, это мы так окрестили для ясности ледник, спадающий сравнительно ровно между вертикалей сераков. Чтобы попасть на его узкий склон, мы перли вверх, когда дорога оборвалась глубокой трещиной, простиравшейся во все стороны сколько хватало глаз.

По началу, вспомнив наглядное пособие в виде фильма «Горизонтальный беспредел», я даже хотел прыгать с двумя тяпками наперевес. Однако, затем понял, что киногероя из меня не выйдет. Тогда восторжествовала логика – побродив влево и вправо мы решились на «ход конем» по северной части. Трасса пролегла в опасной близости к линии обвалов, однако же, без риска.

Дальше все было интересно. Крутые ледовые склоны потребовали лазания на передних зубьях кошек. Преодолев несколько таких поясов, озаренные солнцем мы выбрались на вожделенный Северо-Западный склон Нанга-Парбат. Здесь надо было лишь передвигать ноги, видеть цель и верить в конечный смысл происходящего.

С Запада задувал резкий ветер. Несмотря на солнечную погоду было холодно. В один из моментов я разглядел на щеке у друга белое пятно. К счастью, ему удалось быстро оттереть планировавшееся обморожение. И к 15.00 мы достигли основания скального бастиона на высоте 6560 метров, как показал Гарминовский джипиэс. Вечер был прекрасен. Давило около -35, налетал ветер порывами… Вдали я видел гребень Мацено, у основания которого 2400 м ниже располагался Базовый лагерь.

По плану… а какие планы! Я видел предвершинный гребень, и вспоминал Манаслу, куда с Самойловым поднялись в 2006 году без акклиматизации. Это был бы хит – восемь тысяч метров, новый маршрут, зима и альпийский стиль. Однако, Симоне решил не рисковать, и вернуться в Базу, чтобы предпринять штурм без чрезмерного напряжения.

Поэтому утром мы упаковали бивак, закопали все в снежную яму, и под начинавшимся снегопадом практически без видимости начали спуск. Спасибо отцу, который научил меня ориентированию на местности, удалось воткнуться точно в начало «Золотых ворот». Сработало так называемое «упреждение»… и дальше было просто – на передних зубьях кошек, в обход трещин, и мимо склонов пика Ганало к 16.15 Симоне и я пришлепали в Базовый лагерь… здесь мой рассказ прерывается одним словом – РАЙ.

Хочется пожелать удачи команде друзей на склоне К2! Ильяс Тухватуллин, Евгений Виноградский, Леша Болотов, Виталий Горелик… и все. Ребята, держитесь, мы завас-завас!

27 января 2012. Встали в 8-20. Погода не располагает идти вверх. Решили спускаться в базу.

26 января 2012. двойка выйдя в 8 утра из С2, в 14-00 достигоа 660, где и поставила С3. В планах - добраться до 7100, затем спуститься в базу на отдых.

24 января 2012. утром поднялись в С1, вместе с Маттео и двумя паистанскими поварами. Затем Маттео с поварами ушли вниз, а Симоне и Денис продожили до места С2. Палатку поставили, все в порядке, хотя и сильный ветер.

23 января 2012. Еще остались в базе. Симоне слегка приболел, надо восстановиться.

20 января 2012.Команда в базе.

19 января 2012. Денис: Зимой так трудно удержать настроение! Каждый день меняется погода, каждый день страшный холод выдирает из тела лохмотья тепла, чтобы размазать их по окрестностям. Море снега кругом – противоестественного живому… и нет желания удерживать себя «на плаву». Нанга-Парбат – невероятная по размерам гора. А человек такой крохотный… но во мне еще есть возможность радоваться миру, своей силе и улыбке Симоне. Это кайф – прокладывать дорогу там, где наше существование не предусмотрено.

Выход из Базы получился сумбурным – погода звякнула в ледяные замки! Айда! И понеслось… Утром в 10 часов мы нацепили любимые снегоступы, и ринулись по ледникам и моренам. Путь в Лагерь 1 я уже описывал… следует уточнить разницу. Ее каждый раз приходилось оговаривать Симоне:

- Да, Маттео, мы в Лагере 1… польском. Теперь вышло солнце, дышать легче. Погребем в СВОЙ Лагерь 1.

Поляки удивили тем, что каждый ночевал в своей палатке. И до нашего прибытия из Базы еще не успели приступить к выполнению своих задач.

Мы же нацепили кошки привычно пробежали поперек кулуара Кинсхоффера, пересекли ледник, набрали высоту по морене, и завалились в палатку на высоте 5250 метров. Было холодно, однако… мы специально мчались сюда в поисках настоящей зимы! Или кто-то скажет, что это не так?!

Ночью грохотало так, что от этих обвалов тряслись скалы. Утром ноги снова впрыгнули в снегоступы. Дальше было столько ледопадов, что я сбился со счета… они были невысокими, но петлять в поисках дороги пришлось как спаниэлям в поисках дичи. Лезли куда-то, проскальзывали между сераков, прыгали через трещины, молясь всем святым порхали по снежным мостам. И в итоге к 14.00 выбрались на безопасный порог на высоте 5550. Отсюда было видно до перевала, который в 1895 году пытался пересечь Маммери, и стало понятно, что дорога дальше открыта.

Радость была омрачена новостью, которая подкосила даже наш стойкий оптимизм. На гребне горы Редорта неподалеку от Бергамо погиб наш друг Марио Мерелли. Мы участвовали вместе в нескольких проектах. Я вспомнил, как 17 декабря 2011 года, всего лишь месяц назад, он желал удачи в зимней экспедиции, и сочувственно качал головой:

- Вернешься, обязательно ко мне в Лиццолу… отметим в моей гостинице – выпьем, покурим! Удачи!

И вот теперь его не стало. А дом в Лиццоле, где было так тепло и душевно, никогда не больше не наполнится его рокочущим басом вперемешку с ароматом граппы…

- Мне снился Марио, - печально сказал Симоне утром из спального мешка. – Надо спускаться в Базу. Я не представляю, как там его жена и мать теперь!

- Мне тоже… снился Марио, - кивнул я, не глядя в глаза приятелю. – Давай, проверим дорогу дальше… и валим.

Утро было вымораживающим. Такого холода с ветром… при легкой облачности, что налетала с запада… я даже вспоминать не хотел. Тем не менее, мы доработали до высоты 5800, удачно вильнув между нависшими в небесах сераками – пик Ганало и Нанга-Парбат сжимали зубы над ледником Диамир. Оставив заброску, в начинавшейся непогоде, что мела снежными иглами прямо в лицо, мы успели до темноты спуститься в Базовый лагерь.

Что можно сказать теперь? Задачу выхода мы выполнили – акклиматизировались, и отыскали гуманный проход сквозь пояс сераков. Дальше виден сравнительно спокойный выход на Северо-Западный склон, по которому есть шанс подняться на плечо Нанги к 7800 – на следы легендарного Германа Буля. Это в планах. Но кроме планов есть еще Паоло Валоти, наш друг из Бергамо… с кем был Марио Мерелли в момент гибели. И можно представить, как тяжело ему теперь. Хочется быть рядом, поддержать. Крепитесь, сеньор Валоти!

17 января 2012.Денис: Вчера вечером погода резко наладилась. Глубокое чистое небо, красота вокруг. Мы в 10 часов отправляемся с Симоне! Все хорошо. Мы готовы и радостны!
Всем удачи!

13 января 2012. Денис: Погода держалась хорошей. С севера надавил сильный ветер по верхам, а в местных условиях это означает сильный холод и ясное небо. То есть, возможность лавин – что больше всего напугало нас в зимней экспедиции на Гашербрум-2, была низкой. Но пока еще было не ясно, что, собственно, мы сами хотим от себя… и от зимнего альпинизма. Достичь вершины – да! Но – КАК?

Дело в том, что уже пару месяцев нас с Симоне не оставляли мысли по поиску нового. Как я уже писал – Нанга-Парбат, это гора открытий. Вот и мне тоже хотелось покопаться в самом себе, наложиться душой на этот гималайский гигант.

Однажды мне удалось подняться на эту гору… но в столь безликой и неприятной атмосфере, что можно было считать, что я там не был… Поэтому, в экспедицию зимы начала 2012 года я отправился с совершенно конкретной целью – чтобы оказалось интересно.

Для этого пришлось напрячь извилины, и подумать… вот, к примеру, красивый склон на Северо-Западе. Не слишком сложный, не слишком крутой. Много лет я думал, что там уже есть маршрут, но начав собирать полную информацию, выяснил, что пока там пусто. В смысле, попытка была предпринята в 2000 году командой Месснера, но лишь до 7500 метров.

Поэтому, теперь, придя к подножию Нанга-Парбат, мы отправились на акклиматизацию и разведку пути в Северный цирк ледника Диамир. Вдоль пика Ганало обходов нижнего ледопада не просматривалось, и поэтому мы пересекли кулуар Киншофера на склоне Нанги. Подивясь на черноту и крутизну зимнего льда, Симоне и я пересекли ледник через зону трещин, и по морене воль склонов Ганало поднялись на следующую «подушку». Место бивака на 5250 м оказалось безопасным, а ночь, как и положено – леденящей душу. Слава Богу, что спальный мешок «Солар Флэйр» у Симоне был чуть теплее моего «Ультра-лайта», и прижавшись к приятелю, я умудрился прилично поспать.

Утро показало, что мир не настроен поддерживать наши далекоидущие планы. Вокруг был туман, и начинался снег. Пятница Тринадцатое, что уж говорить! Поэтому, мы с Симоне четко и дружно свалили вниз, в Базу. Поживем – увидим. Но уже теперь понятно, что очень хочется попытаться выйти на тот Северо-Западный склон, и постараться дойти до вершины.

11 января 2012. База, -21С

Симоне пишет книгу, грея комп на бутылке с горячей водой.

Симоне: Завтра мы выходим в С1, забираем там кое-что из снаряги и пойдет к подножию п. Ганало (6608 м). Задача - найти проход через ледник, в обход страшных нависающих сераков, найти безопасное место для ночевки, и найти альтернативный путь к стенет Кинсхоффера, а это возможно только если подсмотреть его с противоположной стороны - тогда видна северная сторона.

Поляки прибыли в базовый лагерь, завтра собираются в С1.

8 января 2012. Маттео сегодня написал, что Денис и Симоне поднялись и поставили С1 и остались там на ночевку.

7 января 2012. В 9-30 вышли из базы, но пришлось вернуться, т.к снега много, он нестабильный, со склонов идут лавины. Сегодня -16С. Оставили заброску под склоном

6 января 2012 погоды нет, парни сидят в базе, разгребают снег лопатами. Тепло, -1С

5 января 2012. Сегодня парни вышли на разведку. Поднимались в направлении С1, снега кое-где по колено. Завтра хотят туда снова подняться и переночевать. Вбазе встретили одного поляка, Томека. Он тоже планирует Нанга, и сегодня пошел акклиматизироваться.

3 января 2012. Базовый лагерь, 4230 м. Температура -20С. У нас тут построена (еще осенью, по моей просьбе) каменная стенка, укрывающая платку. Это замечательно!

Денис: мы уже в Базе. Здесь легче. Все установилось надолго. Теперь, этот лагерь - наш дом на несколько недель. Дошли до него очень легко, без проблем за три дня, это даже летом редкость. Потому что портеры очень хорошо и быстро работали, сегодня получили деньги за четыре дня, плюс чаевые, и довольные свалили в долину.

Уже не так холодно, как в предыдущие дни. Потому что на ходу тяжелее одеваться, беречь себя в тепле, надо все время чего-то или кого-то ждать. А нынче мы у себя. Симоне два месяца назад оплатил компании работу для местных. Они пришли сюда налегке, построили высокие стены вокруг большой полянки, и накрыли китайской синей пленкой. Теперь внутри мы поставили палатку, и получился просто рай :)

К тому же, высота лишь 4200... по сравнению с Базой под Гашербрумом здесь... не побоюсь повториться - рай :) Кусты вокруг, трава, ледник за мореной, а мы на грунте. Солнце выходит в 10.50 лучами согреть нашу бытность... В случае непредвиденных проблем отсюда всего день пути до начала дороги, где подберет автомобиль, и умчит в Исламабад. Есть пара интересных идей и по поводу самого восхождения.

Урра! Мечта - рядом. Только бы руки подлиннее, чтобы до нее достать.

Теперь опять зима, словно дежа-вю, и здесь холодно. На закате впереди стеной поднималась Нанга... выглядит жутко.

2 января 2012. 3850 м, Температура -6С. Симоне и Денис завтра должны прийти в базовый лагерь.

Денис: На следующий день пришли в последние строения по долине, будем ночевать. Снега здесь очень мало, зато ужасно холодно - это начался процесс акклиматизации. Мы еще не привыкли, поэтому высота 3800 воспринимается вдвойне тяжело. Но ничего, через неделю будем в порядке, и сможем переносить холод легче. Вечер провели в этом пакистанском домике, где сквозь стены ветер сифонит. Температура, думаю, минус пятнадцать. Ничего нет хуже, пока не акклиматизировался к недостатку кислорода. Я забился в спальный мешок в уголку. Сейчас завернусь полностью и - разум прощай!

1 января 2012. Симоне и Денис в деревне, высота 2071 м. Отсюда 61 портер понесет грузы в базовый лагерь. Мэтью фотографирует, модем чрез спутник работает отлично, посылаем фотографии.

Денис: Мы стартовали первого января, на джипах доехали до начала ущелья Диамир, и прошли с караваном носильщиков до небольшой деревушки на высоте 2700 метров. Первый день дороги с пакистанцами всегда самый сложный, потому что проблемы вылезают, которые надо решать. Остановились ночевать в школе, построенной для поселка Сер пару лет назад Месснером. :) У детей все равно каникулы.

30 декабря 2011. Симоне и Денис в Чиласе. Будут встречать тут Новый год.

29 декабря 2011. Парни прилетели в Скарду.

27 декабря 2011. Денис и Симоне вылетели в Исламабад.