юКЭОХМХГЛ Б пНЯЯХХ Х ямц

ИРИНА КУКУЕВА: восхождение на Броуд пик.

Июль 2007

Ирина Кукуева

Знакомьтесь: Ира. Загадка Каракорума. О ее июльском восхождении не писали СМИ, а между тем, есть в России такая восходительница!

Ирина - участница маленькой российской экспедиции на Броуд пик летом 2007 года (руководитель - Валерий Евграфов). О том, что россиянка взошла на этот каракорумский восьмитысячник, мне стало известно всего несколько дней назад. От всей души поздравляю Ирину с этим достижением! И с удовольствием публикую ее рассказ. - Е.Л.

Броуд пик

С питерцами мы встретились в аэропорту Карачи - летели одним самолетом из Москвы. Так и вышло, что дальше наши передвижения почти совпадали. Трек по Балторо мы шли одинаково и в один день пришли к базовым лагерям. Только наш Ирина Кукуевастоял около начала подъема, вернее начала прохода через сераки, а ребята поставились ниже по леднику минутах в 15-ти ходу.

Никакого взаимодействия между нашими командами не предполагалось, друг о друге мы узнали только в Карачи, правда с некоторыми ребятами были немного знакомы по прошлогодним восхождениям на п.Москвина. , если честно, мне даже казалось, что питерцы сначала к нам всерьез не относились, оно и понятно, у нас явно чувствовалось женское начало, несмотря на мужское руководство, - наш руководитель, Валерий, на вершину идти не собирался. Предполагалось, что наверх пойдут 2 участника, - я и Саша. Но уже в самом начале обстановка поменялась, - после первого выхода стало ясно, что Саша никуда не пойдет, - не пошлось у человека. Мы остались фактически вдвоем.

Излишне говорить, что гора была почти вся провешена, кое-где веревки прошлогодние (хотелось надеяться, что не позапрошло...), а кое-где веревки повесили кубанцы в начале сезона (Броуд Пик и К2, рук.Аристов), за что им отдельное большое спасибо. Поэтому технических сложностей не было. Оставались только физические (поставить верхний лагерь) и психологические (одной идти не очень хотелось, даже при такой куче народу вокруг, первый восьмитысячник, страшновато).

На второй выход мы сходили вдвоем с Валерием, поставили третий лагерь (7100 м), занесли газ и продукты, переночевали на семи тысячах. Утром испортилась погода, поднялся сильный ветер, пошел снег, видимость здорово упала. Спускались из 3-го лагеря по вешкам, оставленным, кстати, опять-таки кубанцами. Спустились в БЛ и стали ждать погоду.

На фото справа: каракорумский эдельвейс

Надо сказать, что сезон выдался интересный, я читала прошлогодние отчеты, там погода была, кажется, более устойчивой. У нас окна погоды длиной 3-4 дня четко чередовались с периодами резкого ухудшения с ветром и снегом. Поэтому сама гора поставила всех восходителей в линейку. Все дружно сидели в лагере, пока валил снег, потом денек ждали и выходили наверх, кроме м.б. самых нетерпеливых. Поэтому, когда после 5-ти дней ожидания забрезжило погодное окно, базовые лагеря загудели уже накануне. И тут наш график, естественно, совпал с питерцами.

И мы и они поднялись сразу во второй лагерь, на след.день - в третий. В третьем лагере мы пошли к ребятам с вопросом об их планах. Они решили довериться прогнозу от экспедиций К2, который обещал два дня хорошей погоды, и назавтра поставить 4-й лагерь повыше, но два участника - Володя Белоус и Сергей Дуганов, решили идти завтра. Я считала, что у нас только один день погоды и тоже хотела идти завтра, ребята были не против потерпеть мое присутствие. Вечером, накануне восхождения стояла шикарная погода - тихо, небо переливается всеми красками заката. Лагерь стоит на снежном пологом поле на фоне пирамиды К2. Краски тускнеют, последний луч солнца гаснет на ЧогоЛизе.

В лагере собралась куча народу - был самый пик самого пикового (юбилей 50 лет) сезона. Интернациональная компания гомонила разными голосами на всевозможных языках, кажется, были даже восходители из Мексики. Народ стартовал в 12 ночи, там идти далеко, да и набор еще 1000м. Я слушала сборы из теплого спальника, так не хотелось вылезать, тем более после того как лагерь опустел, поднялся ветер. Мне из палатки ветер казался серьезным, я даже поначалу думала, что сейчас народ начнет возвращаться. Но часа в 3 наверх вышли питерцы, окликнули меня, проходя мимо нашей палатки, еще минут через 20 я тоже вышла.

Где-то через час стало светать, и тут я поняла, где на Балторо рассвет - на К2.

Снизу с ледника мы красивого рассвета не видели, ну встало потихоньку солнышко и все, вот закат был - на ЧогоЛизе. Поднявшись и как бы немного обогнув вершину, я увидела рассвет над Балторо - огромная пирамида сияла рассветными красками!
Иностранные экспедиции имели в своих составах высотных портеров, которые помогали тропить, - снегу свежего выпало прилично. На подъеме есть узкое место, - выход на перемычку на выс.7800м по веревке (кубанской! - спасибо!)
по одному. Мы еще и в очереди постояли. На перемычку вылезли где-то в 11, часа два шли по гребню, около часа были на центральной вершине, чуть отдохнули и на главную, там были около 2-х. С нами шел еще парень из Литвы, он тоже был один, и мы на правах "бывших", видимо, были ему ближе всех.

Предвершинный гребень с перемычки 7900

От Центральной вершины (8030 м) до Главной (8047 м) осталось чуть-чуть

Вершина!

Гребень на спуске

Нельзя сказать, что погода испортилась, наоборот, ветер, который поначалу задувал, после перемычки стал заметно слабее, но натащило облака. Не удалось мне разглядеть Китай, и сфотографироваться на фоне знаменитой пирамиды тоже не получилось. Я видела прошлогодние фотки, с пирамидой К2 очень красиво. Спуск получился не быстрым - параллельно с нами австрийцы спускали тело своего соотечественника, в прошлом году он тихо умер на центральной вершине. А по гребню движение по одному. Поэтому к перемычке мы подошли около 6-ти часов вечера, спуск по веревке и самую крутую часть успели пройти еще в сумерках, а дальше спокойно топали в темноте до палаток. Пришли в лагерь к 9-ти часам. Не так утомительно, не сутки.

Восходители

Вот и все наше взаимодействие. Я ребятам очень благодарна за компанию. А вообще с питерской командой рядом было очень хорошо. Особенно в дни непогоды в БЛ, за 5 дней отсидки свой лагерь надоедает страшно, в лагерь К2 сходили уже 3 раза, к ребятам ходили в гости практически каждый день. У них в кают-компании всегда кто-то есть, на столе есть горелка, кофе всегда угостят, и не пайковым, а ароматным, сваренным в турочке. Разговоры всякие, на родном русском а не на пакистанском английском. В общем, свои, россиянские.

А погода, кстати, на следующий день испортилась совсем некстати, питерцы сделали попытку подняться, но были вынуждены вернуться, ветер и глубокий снег, нашу тропу уже замело.
Фотки остальные можно посмотреть здесь

Не так уж часто соотечественницы поднимаются на 8000 м.

Е.Л.: Ира, а до экспедиции на Броуд какой у тебя был альпинистский опыт?

Ирина: Про опыт даже не знаю, что сказать... из официального альпинистского опыта - одна смена в альплагере на заре туманной юности - значок, позже несколько горных походов. Лет пять назад, катаясь с упоением на великах, заехали в Альпы, и сходили на Монблан. И как-то я вспомнила, что горы люблю.
Начали с Эльбруса, потом сходили в трек к БЛ Эвереста. Потом Килиманджаро, шесть тысяч мы решили пропустить и сходили на п.Ленина, первая высокая гора была самой тяжелой. Перед этим зимой, когда уже п.Ленина окончательно оформился как план, сходили на Фудзияму, т.к. ездили на лыжный марафон в Японию и решили, что грех пропустить такую оказию, правда гора официально закрыта, но у нас не было проблем, не встретили никого официального.

Высота манила, решили продолжать и сходить на п.Корженевской, перед этим, в качестве тренировки, был зимний Эльбрус - реально холодно и здорово. На п.Коммунизма я не замахивалась, когда ехали на Памир, но как-то все получалось удачно, и в результате сходили на п.Четырех, п.Корженевской, и еще я сходила на п.Коммунизма.

Уже на Москвина в душе поселилась мечта - попробовать восемь тысяч. Теперь эта мечта превратилась в реальность, а новой пока нет. Не хочется заканчивать на такой грустной ноте, я надеюсь, мы что-нибудь придумаем, мы - это я и Валера Евграфов.