Альпинизм в России и СНГ

маршрут польской экспедиции, Нанга Парбат, зима 2007Зимняя Польская экспедиция на Нанга Парбат

Зима 2006-07

29 декабря (позже будет подробнее) В 17-00 по местному времени все спустились в базу.

Велицки и Зымчак ночевали на 6300. Очень сильный ветер. Кшиштоф сообщил, что дальнейший путь до будущего лагеря 3 несложный.

баня

25 декабря Как и предсказали дедушка Ханиф и Карл Габл, погода с утра великолепная, полное безветрие. Так будет до 29 декабря. 27 декабря Krzysztof Wielicki, Tommy Henrich, Robert Szymczak и Przemek Lozinski поднялись в лагерь 1. Шульц сейчас в АВС. 28 дек вышли Хасан и Гулам, и Бербека, Тарасевич. 29 - Артур, Дарек и Яцек. Задача: 29 дек поставить лагерь 3.
Все гадают: решится ли сам Велицки на восхождение? Уж больно бодр! (он не планировал идти на вершину).

Пятеро оставшихся в базе, моются, стирают, чистят снаряжение. В базу доставили палатку для бани. Команда не мылась 3 недели. общая мечта - натопить баню. Бойлер там на 100 л воды. Правда, шеф недоволен: слишком высок риск заболеть после бани (Ильинский бы полностью поддержал - прим ред), но уступил немытому коллективу...

рождество под Нанга Парбат

Рождество

Отпраздновали по всем правилам - поклонились первой звезде, прочти страницу из Библии и молитву ("...Да будет покорена Нанга Парбат этой зимой..."). Палатку-столовую украшала рождественская елочка, стол ломился от угощений...

Пик Велицкого - лагерь 2.
яцек явенПрогноз обещал перемену погоды к худшему до вечера 24 декабря. Мы решили ускорить выход следующей группы из базы. Должны были идти Артур, Дарек и Яцек Явен. "...Мы надеялись, что прогноз не оправдается, и мы сможем не только поставить лагерь 2, но и поработать до будущего лагеря 3. Но сразу после установки лагеря 2 нам пришлось спускаться в базу. И это было правильным решением. Во-первых, мы очень устали. Во-вторых, так мы могли встретить Рождество все вместе".
Теперь по-порядку. У нас была пара эпизодов с приключениями. За три дня столько всякого случилось!

на фото Яцек Явен

22 декабря мы вышли из базы и легко поднялись в лагерь 1. С нами шли Хасан и Гулам. Они несли много веревки - она должна нам понадобиться выше ночевки Велицкого, возможно, до самого снежно-ледового гребня, где планируется лагерь 2 на высоте 6100.

Поскольку предыдущая связка с трудом дошла до ночевки Велицкого, мы предполагали, что этот участок сложный. Поэтому решили выйти как можно раньше. Стартовали в 7 утра (при -24С). Через 4 часа прибыли под "скалу Велицкого". Это место соединения трех гребней, дальше путь по ледовому гребню до лагеря 3, а дальше к вершинной башне Нанга Парбат.

на фото: гребень выше лагеря 2

Стенка оказалась труднее, чем мы ожидали. Особенно для зимних условий, а Велицки пролез ее без колебаний. Наверх стенки мы вылезли к 2 часам дня - там были следы ночевки. Яцек пошел на разведку выше. В свой рюкзак он положил палатку, стойки, кухонные принадлежности (всего 18 кг), Дарек взял спальники (7 кг). Мы страшно удивились, когда в 3 часа дня к бивуаку подошли Хасан и Гулам (а мы-то были уверены, что они пойдут вниз к лагерю 1!) Они были бледные и испуганные. Попросили разрешения спускаться.

на фото: карнизы ниже лагеря 2

Дарек был уже наверху, когда Артур забрал у портеров 100 м веревки, но это оказался слишком тяжелый груз. С таким тяжелым рюкзаком трудно было пройти снежно-ледовый траверс. Яцек в это время уже искал место для лагеря 2 на гребне. Дарек откопал из-под снега старые румынские перила и связал их с нашими - на всякий случай.
Выход на гребень был впечатляющий. Гребень узкий - его пришлось оседлать, как лошадь. Яцек прошел его без страховки, с двумя ледорубами. Артур и Дарек страховали друг друга. Шли очень медленно. Артур сделал роковую ошибку - на последней веревке он уронил жумар. Он не знал тогда, что в этот день он ему так понадобится!

лагерь 2

на фото: лагерь 2

В 4 часа Дарек и Артур, после такого экстремального подьема по гребню, начали осматриваться и искать Яцека и площадку под палатку. Яцек оказался недалеко, между карнизами. Он стоял неподвижно минут 30. Значит, пришли. Внезапно Яцек начал двигаться дальше. Это не означало ничего хорошего для Дарека и Артура. Уже темнело. Рюкзаки тяжеленные. Артур решил достать спутниковый телефон и связаться с базой - попросить их остановить Яцека по радио. Гребень был крутой, очень ветрено - крайне мало шансов найти или отрыть площадку (так они думали в тот момент). Дарек, который всегда находит простые решения, считал, что единственное, что им остается - двигаться за Яцеком. А тот скрылся за очередным сераком в 400 м впереди и в 150 м выше.

на фото: скала Велицкого

Они оценили дистанцию в 40 минут ходу. Темнело конкретно. Рельеф становился круче. "Fuck... этот лед!!! Без веревок!!! Явен!!! Явен!!!" - заорал Дарек. "У-упс, а вот и перила, кажется, румынские! Можно пристегнуться!" - обнаружил Дарек и начал подниматься по ледовой стенке, исчезающей в темноте. Артур потерял его из виду. Сам Артур в растерянности стоял у подножия этой стенки: он ведь потерял жумар. Температура -31С, ветер, темно, идей - ноль. Лезть без страховки с таким рюкзаком невозможно. Лезть по веревке, просто держась руками - Артур считал опасно. Ступор продолжался целый час. Яцек и Дарек орали наверху, звали его, посылали сигналы фонариком, Артур кричал внизу - но:можно было разобрать только: "...uck the tent!!!"

Сосредоточившись, Артур прикинул варианты:
1. я рою площадку здесь и устариваюсь на ночлег - у меня есть спальник и газ - все нормально.
2. я оставляю рюкзак здесь и иду наверх.
3. я оставляю здесь половину груза и иду наверх только со спальником.
Но здесь так круто! Негде даже оставить рюкзак и перепаковать его! Надо найти фонарик, но снять рукавицы в такой холод невозможно. Чтобы расстегнуть рюкзак, Артуру пришлось отрезать ремни ножом. Сначала он достал тент от палатки (он лежал сверху) и закрепил его на перилах. Затем вынул стойки, горелку, затем - о, наконец! - нашел фонарик и - что крайне удачно - две веревочки. Стало легче. Из веревочек Артур сделал прусик. Одев полегчавший рюкзак, он начал подъем. С полпути он уже слышал Яцека: "Артур! Я иду к тебе!" "Яцек, принеси мне жумар!!!" "ОК!" Вскоре он был уже рядом. "Давай мне твой рюкзак!" "Ни за что! Ты хочешь, чтобы вся Польша знала, что Явену пришлось тащить рюкзак Хайзера? Нет и нет! Я в порядке! Только я оставил палатку у начала стенки -можешь ты сходить за ней?" "У подножия стенки? ОК!"

Палатку поставили в удобной ледяной пещере. Было 7 вечера - кризис был недолгим. Мы вскоре позабыли о нам вовсе. Нам оставалось лишь выкопать площадку под палатку в пещере. Нам очень не нравились ледяные глыбы весом по несколько тонн, нависавшие над головами. Но мы не могли придумать, куда перенести палатку. Ночь прошла спокойно, но утром - снова стресс. Начнется ли ураган, обещанный прогнозом? Сможем ли спуститься? Мы решили снять часть румынских веревок и взять с собой для страховки. Весь гребень был очень жесткий. Спускались на передних зубьях, осторожно, как старые дедушки. Первым к ночевке Велицкого спустился Яцек, затем Артур, затем Дарек.
"Кто взял веревку?" - поинтересовался Дарек:-o - оказалось, что никто!! "Fuck" - заключил Дарек и поплелся обратно за веревкой. Артур с Яцеком ждали минут 20, затем Яцеку надоело ждать, и он начал спуск соло, с двумя ледорубами. После того как Дарек принес веревку, спуск прошел гладко. Хайзер прожег дыру в палатке лагеря 1. В базу спустились к 3 часам дня - успели к Рождеству!

От редакции: Что-то мне стиль этих приключений напоминает... Ну конечно же! Зимнюю польскую экспу на К2 по Сев. ребру! Только там было все трагично (холод, голод, обморожения, порванная палатка, сгоревшая палатка...), а здесь пока весело. Кто не читал про те приключения 2003 года - прочтите обязательно! Это самая страшная опупея за период 2001-2006. И с нее, кстати, началась всемирная слава прапорщика Урубко - главного спасителя поляков.

Яцек Бербека и Кшиштоф Тарасевич
ВСНа фото - базовый лагерь

В 7:15 вышли из лагеря 1 с намерением установить лагерь 2. Яцек весь день шел первым. Кшисек чувствовал себя хуже - ведь он присоединился к экспедиции на 10 дней позже остальных. Первое, что нас озадачило - трудность скал, которые пролез Велицки накануне (мы тут же назвали этот участок <Скала Велицкого>). Скалы сильно разрушенные, intimidating exposure, a thin 5mm rope fixed by the leader to some funny points - generally, the route of fear. Самым драматичным был момент, когда по руке Кшисека <проехал> камень размером с телевизор. Сейчас все в яцек бербекапорядке, а в тот день Яцеку пришлось присматривать за одноруким Кшисеком. Так они добрались до места ночевки Велицкого и Роберта. Остались ночевать на неудобной полочке, температура -30С. У Кшисека с пальцем на руке проблема. Решили не идти до места лагеря 2, а спускаться в базу. Встретили по пути Дарека, Артура и Яцека Явена. В базе доктор осмотрел Кшисека и сказал, что через несколько дней тот сможет работать на горе.

на фото : Яцек Бербека

19 декабря Кшиштоф Велицки и Роберт Зымчак вышли наверх из лагеря 1 с задачей поставить лагерь 2 на 6100.

Robert Szymczak:

Около двух часов дня мы достигли стены, где сходятся гребни - это технический <ключ> маршрута>. Я был уверен, что там мы поставим палатку где-нибудь под стеной, но заметил, что Кшиштоф начал подъем по стене. Наверное там где-то есть удобная площадка для ночлега? Но Кшиштоф все лез дальше, скалы становились все сложнее (IV кат). Уже вечерело, сверху летели камни, заставляя искать укрытия. Несколько раз я пытался было подниматься по перилам, но внутренний голос остановил меня. Через мгновение несколько камней, сдвинутых лидером, пронеслись мимо. Дальше маршрут был очень разрушен.
Велицки скрылся за перегибом, я следовал за ним по крючьям и питонам. В какой-то момент я начал подниматься по перилам, которые провесил Кшисек - это было очень трудно с тяжелым рюкзаком. Лидер торопил меня сверху - оставался лишь час до заката.
Но оказалось, что это еще не все на этот день. Конец перил был закреплен лишь на снежный крюк - какой кошмар... Лезть вверх на высоте 6000 м после 7 часов работы, без еды и питья очень изнурительно. Мысли лишь о полке с палаткой и порции колбасы, которую я нес в своем рюкзаке. Вместо этого мы достигли конца перил, закрепленных на снежный крюк. Веревка у нас закончилась, лезть без страховки дальше опасно, а ночевать негде. Лидер продолжил лезть вверх, и спустя 10 мин позвал меня, окончательно разрушив мою надежду на сносную ночевку заявлением: "Вот тут мы и переночуем".
В свежем снегу мы вырыли крошечную площадочку 1.5 X 1м, убрали все камни, которые смогли сдвинуть. На петле вокруг скалы развесили рюкзаки. Питон в скальной трещине был нашей единственной надежной связью с твердой землей. Достали палатку, стойки. Растянули палатку, закрепив ее на той же веревочной петле и двух ледорубах. Разместили там каримат, два спальника, кухню, еду и собственные тела. Пуховок и систем не снимали, оставаясь пристегнутыми. Вскипятили воды для кофе - он показался лучшим кофе за всю мою жизнь. Затем чай с фруктовым желе под названием <Сладкий миг>. После этого жидкого ужина мы залегли в спальные мешки. Связались по рации с базой и лагерем 1.
Я слушал свой mp3 плейер, стараясь найти песню под настроение, но все не мог. Всю ночь продремал, стараясь не обращать внимания на сырость от скал, покрытых снегом и льдом и покрывшую лицо изморозь, в которую превратился пар от приготовления ужина.
Лидер тоже пытался найти удобное положение, и наконец нашел. Да и мне удалось вытянуть ноги. Поглядывая время от времени на часы, я считал время, оставшееся до 7 утра. Утро было облачное. Выпив чаю, собрали рюкзаки, закрепили снаряжение в палатке для следующей группы, начали спуск - Велицки первый, я за ним. Первый участок по разрушенным скалам был трудный, потом легче. В 3 часа пришли в лагерь 1, еще через час - в АВС, и еще через час - в ВС. Наконец-то отдых!

На фото Роберт и Кшиштоф по возвращении в базу.

ПОляки на Нанга ПАрбат зима 2006

21 декабря 2006 Артур Хайзер, Яцек ЯВен и Дарек Залусски провесили весь путь от лагеря 1 до лагеря 2, и 19 дек спустились в ВС. 16 дек провесили 300 м, 17 дек - 400 м, 18 дек - 400 м до 5800. ЛАгерь 2 вышли ставить Кшиштоф Велицки и РОберт Зымчак поставили палатку на узкой снежной полочке на 100 м выше будущего лагеря 2. 17 дек в экспедицию приехали Кшиштоф Тарасевич и Ян Шульц. Журналист Марк Дженкинс спустился вниз.

17 декабря 2006 12 дек фотограф NG Mark Jenkins прилетел в базу на вертолете. 13 дек на Диамирской стене бушевал ветер, на Рупальской было Нанга ПАрбат. Лагерь1тихо. Лагерь 1 поставлен на 5100. 14 дек - отдых в базе. 15 выйдут наверх Яцек Бербека и Гулам Расул с двумя портерами. Их задача дооборудовать лагерь и провесить перила дальше. В С1 ночью было -22С, днем -16С, в базе ночью -13С, днем -5С. На фото: вид горы из базы, лагерь 1, отдых в базе.

Нанга Парбат. Вид из ВС Нанга Парбат, вид из ВС

12 декабря 2006 Вчера Велицки, Szymczak, Lozinski, Hassan Sadpar и Ghulam Rasool установили АВС и вернулись в базу. Погода ясная, снега немного. Шульц и Тарасевич еще не вылетели из Польши.

11 декабря 2006. Команда поставила базовый лагерь. Вершины гор закрыты облаками, в базе всего 40 см снега.

Нанга Парбат зимой 2006/07

9 декабря 2006 Артур Хайзер сообщил, что команда на пути в ВС. Снега много, добираться нелегко. Сегодня, 9 декабря, рассчитывают прийти на место.

4 декабря 2006 . Завтра 9 поляков прибывают в Исламабад. Нэшнл Джеографик дал грант $25000 на это восхождение. Всемирно известный фотограф аргентинец Tommy Heinrich и журналист Mark Jenkins получили от NG командировку на Нанга на весь период экспедиции. Напомним: команда выбрала маршрут, который прошел Hans Schell

маршрут польской экспедиции, Нанга Парбат, зима 2007

7 ноября 2006 Акклиматизация завершена: Кшиштоф Велицки и Артур Хайзер поднялись на вершину Ама Даблам вчера, остальные шестеро (в т. ч. сын ВЕлицкого Марчин - днем раньше. Кстати, маоисты, выдавая квитанции за отобранные деньги, теперь в них не пишут "на нужды революции", зато квитки стали цветными как открытки. Берут по 100 рупий за день пребывания выше Монжо.

21 октября 2006 Часть польской команды (Кшиштоф Велицки, Дарек Залусски, АРтур Хайзер и Яцек ЯВен) вылетела в Непал для акклиматизации на Ама Даблам перед зимней экспедицией на Нанга Парбат. Команда решила идти по Рупальской стене (м-т Schell) Карл ГАбл из Инсбрука будет присылать им прогнозы погоды. Команда определилась: Яцек Бербека, доктором будет горный спасатель Robert Szymczak, Присоединятся пакистанцы Hassan Sadpara и Rasool. Будет и резервная команда, один из ее участников - первый польский Снежный Барс Marcin Hennig

10 октября 2006 Велицки просит помощи - кто посоветует маршрут? М-т Кинсхофера на Диамирской стене или Рупальская стена (Schell)? Во время двух предыдущих попыток под рук. Анджея Завады, путь к лагерю1 на Диамире представлял собою твердый зимний лед, плюс сверху сыпало. А там надо много раз пройти, поскольку это нижний кусок. Плюс на Диамире холоднее - стена северная. Рупал: в 1977 группа Кукучка-Пронобис-Пьекутовски трижды заблудилась - нет точных описаний, только несколько рисунков от руки. Поднявшись по Рупалу, восходители будут вынуждены спускаться по Диамиру не менее 400 м. Хватит ли сил? Пан Кшиштоф просит знатоков сказать свое слово. (писать на www.himountain.eu )

29 сентября 2006 Поляки под руководством Кшиштофа Велицкого собираются сделать зимнее восхождение на Нанга Парбат (пятая попытка). Еще не решили с какой стороны. В команде Велицкого будут Артур Хайзер, Дарек Залусски, Ян Шульц, Кшиштоф Тарасевич, Яцек Явен и ПРжемыслав ЛОзински. Кроме последнего, все остальные - старые знакомые (см. материалы зимней экспедиции на К2) В ноябре команда будет акклиматизироваться на Ама Даблам.