Зимняя экспедиция на К2

- Куда ты прешься, безумный прапор, на К2, зимой....

- Сам фигею.... Ну а что делать, если мне надо. Очень хочу на эту гору залезть...

(Из частной переписки)

Информационный спонсор экспедиции
Хроника экспедиции (тексты и фотографии) из базового лагеря -© Monika Rogozinska, корреспондент "Rzeczpospolita"
Перевод - Russianclimb.com: с польского на русский (Евгений Романов, Санкт Петербург)
Перевод с польского на английский - "Scrivanek"
Лирическое вступление - Елена Лалетина

Пожалуй, за последние годы в мировом альпинизме эта экспедиция - самый экстремальный проект в высотном классе. Труднодоступность района, зимние условия, высота горы и техническая сложность маршрута с Севера - задача грандиозная. Пожелаем команде успеха! (ред Russianclimb.com)

ский -

"Господи, опять!" - вздохнула Гора, - "И зимой покоя нет. " И приготовилась сопротивляться.
Горстке дерзких, вздумавших ее потревожить ради своих безумных амбиций.
Весь свой арсенал Гора привела в боевую готовность, надеясь согнать их лютыми морозами и по-зимнему штормовыми ветрами. А храбрецы, бросившие вызов Горе, влекомые неодолимым желанием не просто залезть на Гору, но сделать это непременно и впервые ЗИМОЙ, притащились сюда, к подножию Горы, через Кашгар, вместо того, чтобы кружиться с любимыми вокруг новогодних елок и получать подарки от Деда Мороза. Для них подарок мог быть только один - приличная погода, чтобы успеть проскочить наверх и ссыпаться вниз целыми и невредимыми.
"Держи карман шире..." - усмехнулась Гора, оправдывая свою кликуху самой коварной из красоток ростом за 8000.

Нахалов было тринадцать:

• Пан Велицки - лидер экспедиции. Героический Пан Кшиштоф еще к 96 гопокорил все 14 восьмитысячников, да не просто так, а изощренно - то соло, то зимой, то по новому, никем еще не пройденному маршруту. Теперь он лелеял надежду подняться на все высочайшие вершины зимой. К нынешней красотке он уже подбирался в конце 90-х, но, утонув в снегах, отступил. Макалу зимой 2001 тоже не допустила Пана до вершины, дав возможность ему сотоварищи достойно ретироваться. Теперь была надежда, что попытка покорить К2 с Севера будет удачной.
  • Пан Якус Олек - заместитель руководителя, Канада
  • и с ними
  • Богдан Янковский (оператор), Польша
  • Роман Мазик (врач), Польша

Группа поддержки из шести молодых польских альпинистов вместе с 5 пакистанскими портерами помогала доставлять экспедиционное снаряжение в базовый лагерь (5100м) на леднике К2. С экспедицией отправилась корреспондент Моника Рогозинска

Гималаи, вершина Жанну, Северная стена
Итак, эта толпа поселилась у подножия Горы . В душе каждому из них было страшно - НА ТАКОЕ ЗАМАХНУЛИСЬ!!!
"Не лыком шиты, прорвемся!" - подумал Пан Урубко. Свежеподросший Гималайский Бройлер, забацавший для разминки Эверест без кислорода в 2000, а затем еще пять восьмитысячников подряд за полтора года.

"Ниче, однако, мужики..." - подумала Гора. Но это дела не меняло. Домагиваться ее собирались вполне профессионально, так что сопротивляться приходилось всерьез.
"Пропадать - так с музыкой, если что..." - решила красотка и врубила музыку на полную...

Хроника экспедиции

Главная страница Russianclimb.com | Английская версия | Английская версия хроники экспедиции

Рассказ Дениса Урубко после экспедиции

Комментарии Ильяса Тухватуллина после экспедиции

Комментарии Гии Тортладзе после экспедиции

3 марта, 2003 Письмо от Моники:

Привет, Лена! Спасибо за теплое и дружеское послание. Нам этого так не хватает в этом холодном и неприветливом мире! Похоже, что наши приключения вовсе не закончились. К2 демонстрирует свою силу. Теперь мы всерьез сражаемся за базовый лагерь и убежище. Три жутких дня и ночи без связи через спутник. Это трудно описать. Ураган бушует. Палатку за палаткой ломает и сносит ветром.

Всего хорошего,

Моника, 3 марта, 17-52

1 марта, 2003 Это письмо написано еще до, а получено уже после принятия Велицким решения о завершении экспедиции.

Кабы не верблюды !... (Заключительный вопль Урубко)

Лен, привет еще раз. Как тебе объяснить? Я сам еще не понял, что я здесь и я живой... Честное слово, Лен. Такую непогоду редко где увидишь. Когда Марчин спускался первые метры, падал, вставал снова, я думал, нам кердык. Он и вправду молодец, этот парень.

Спасибо за теплые слова. Этот человек, Степан А Нефедов, я рад, что он и вообще наши парни-альпинисты меня поддержали. Потому что я думал, что из-за моих амбиций все скажут, что я безответственный человек. Спасибо.

Я не пострадал. чувствую себя хорошо, устал немного только. Но сегодня погода показала нам, как нам повезло, что мы спустились вчера :) Сегодня на К2 шабаш ведьм. :) Мы бы не спустились, скорее всего...

Лена, я и вправду хочу попробовать еще раз. Извини. Завтра Велицки решит насчет этого. Если скажет - идем вниз, я стартую домой. Но если скажет - идем вверх, я пойду с большим удовольствием. На самом деле... Наверное, я один здесь такой, кто еще хочет попробовать ( только Кшиштоф соглашается), но... Вся проблема, что верблюды припрутся 4 марта. Нам надо успеть к этому дню :)

Денис, 27 февраля, 20-17

Письмо отправлено с помощью спутникового телефона газеты "Rzeczpospolita"

Спонсоры Дениса МАНАРАГА , SALICE, ЦСКА Казахстан

Одним словом, если прапорщика совсем не кормить, он все равно на гору смотрит...

28 февраля, 2003 Экспедиция закончена - такое решение принял Велицки.

Смирение перед горой

Все альпинисты уже находятся в АВС. Качкан не только самостоятельно спустился из лагеря 1, но почти на час опередил двух своих сопровождающих - спасателей. В "единичке" его напоили, накормили, "накислородили". На базе появился в прекрасной форме. На вопрос почему отказался взять баллон с кислородом для предполагавшейся атаки на вершину, ответил: "Не хотел тащить дополнительный груз. Два баллона, маска и редуктор весят около 10кг. Не знаю, чувствовал бы я себя лучше, неся все это на себе вместе с 15кг, которыми уже был нагружен."

Марчин производит впечатление человека, который не отдает себе отчета в том, что из-за детериорации или уничтожающего влияния высоты на организм, ему угрожала смертельная опасность. Он поверил Урубко, который велел ему спускаться из лагеря 4 (7630м). "Еще несколько часов и возможно Марчин не выбрался бы отсюда никогда" - считает Денис.

Во время праздничного ужина "жирного четверга" КВ объявил свое решение о завершении Зимней Экспедиции на К2. Это вызвало среди присутствующих явное облегчение. Только Урубко был безутешен. Он расчитывал на еще одну попытку атаки на вершину, о которой договаривался ранее с КВ. События последних дней показали, что они оба находятся в прекрасной форме. КВ после двух ночей, проведенных без сна из-за урагана, во время которых он бодрствовал, чтобы не улететь вместе с палаткой и в лагере 2 и лагере 3, на высоте более 7000м, он почти бежал вверх на помощь
Качкану.

"Жаль, в экспедиции КВ мой генерал. Я должен подчиняться его решениям" - сказал Денис с неохотой. Нам удалось отговорить его от намерения "выскочить" до лагеря 4 за своим снаряжением, которое он там оставил. "Теоретически возможность атаки на вершину все еще существует - сказал КВ. - Однако спасательная акция показала, что только мы с Денисом способны идти наверх. Она также дала понять наверное всем, что никто из наших товарищей уже не в состоянии дойти до лагеря 2 (6780м), даже если речь идет о подъеме баллонов с кислородом для спасения жизни. Обратный
караван запланирован на 6 марта. Спуск грузов из верхнего лагеря продлится несколько дней. Прогнозы погоды говорят, что этот ураган, метель и облачность будут продолжаться до 3 марта. При такой погоде можно подняться максимум до лагеря 2 или 3. Нам не хватает времени. Если бы мы решились с Денисом на попытку атаковать вершину, то под горой не
было бы уже никого. Мы бы не имели никакой поддержки. Это противоречило бы смыслу предыдущей работы, свидетельствовало бы о том, что мы ставим собственные амбиции выше ответственности, говорило бы о неуважении к горе. Эта гора не для двоих.

Мы уходим, но это не значит, что мы расстаемся с проблемой. Откровенно говоря, хотя экспедиция еще не закончилась, я думаю уже о следующй. Надо только внимательней присмотреться к молодым альпинистам, собрать коллектив, который
физически и психологически будет устойчив в экстремальных условиях, готов к выходам в плохую погоду, для которого мороз, ветер, метель это условия его работы, препятствия, которые он способен преодолеть. Думаю, что в этой экспедиции некоторые товарищи поняли, чем отличается настоящая экспедиция от очередного летнего выезда на 8-тысячник. Я рад, что есть те, кому это понравилось. Буду искать таких людей у себя на родине и в международных кругах, наверное снова на Востоке.

Экспедиция на К2 должна начаться в декабре и длиться 3 месяца. Опыт показывает, что через 60 дней даже не восхождений, а только пребывания в таких условиях организм истощается. Люди обморожены, психически исчерпаны. Думаю даже о замене команды в процессе штурма, разделении ее на группу, готовящую лагеря до 7000м и штурмовую группу. Для всего этого нужны очевидно деньги. Буду продолжать искать мецената, который захочет вместе с нами писать историю альпинизма. Я хочу вернуться сюда как можно скорее - закончил Кшиштоф Велицки.

Моника Рогозинска, "Rzeczpospolita" 27 февраля 2003

Письмо Дениса:

Лена, привет!

Это случилось вчера в последнем лагере на высоте 7750 м. Марчин ничего не чувствовал. Ничего не видел вокруг, ничего не говорил, ничего не понимал. Только некоторые первичные реакции. Мы переночевали в маленькой палатке, которую принесли с собой, поскольку нашу прежнюю палатку унесло ветром. В одном спальнике, без кариматов. Перед этим у нас было 3 тяжелых дня, когда мы поднимались в отвратительную погоду с тяжелым грузом.

Мы проснулись, и я был уверен, что продолжим восхождение, но через полчаса понял, что Марчин действительно болен.
Я решил немедленно идти вниз, поскольку он был неспособен ничего делать, и мои слова понимал со 2-3 попытки. Можешь себе представить, как я испугался! Просто чуть не запаниковал. У этого чудика в Польше жена с маленьким ребенком... И если он сейчас не сможет сам идти вниз, то мне придется просто умереть рядом с ним. Ни медикаментов, ни кого-то, кто может реально помочь! Только неакклиматизированный Кшиштоф с травмированной ногой в Лагере 3.

Как уж я его пинал и уговаривал - это лучше не вспоминать, но через 2 часа мы были готовы к спуску. Был такой момент - ночью ветром унесло одну из моих кошек. Изумительно!? Я положил их в тамбур, а утром обнаружил, что одной кошки не хватает. Слава Богу, она улетела только на 15 м ниже по скалам, и я ее сумел достать.

Когда Марчин вылезал из палатки, то пару раз падал. Я думал - конец... Но тут этот парень показал себя настоящим мужиком. Так-таки смог встать на ноги, и при моей поддержке дошел 5 м до перил. У меня просто как гора с плеч. Пока я укладывал палатку и првязывал ее, он минут 10 стоял, ждал меня, - видать, это его слегка привело в чувство. Я его страховал, но по перилам он работал сам. Первые 100 м мы спускались 40 минут. Хола! Для меня это были ужасные минуты. Ветер, снег, я страшно голоден и хочу пить. Но следующие 100 м мы спускались 25 минут. Прогресс! Марчин начинал выглядеть как нормальный человек. И я убрал страховочную веревку. Мы спускались все еще очень медленно, но каждый самостоятельно. Только иногда я помогал ему что-то сделать, и говорил с ним, говорил, говорил...

Над Лагерем 3 мы встретили Кшиштофа, он принес только чай для Марчина. Даже я получил 30 г. И мы продолжали спускаться с этой огромной горы. Следующих людей мы встретили только уже недалеко от Лагеря 1, и в 19-30, в полной темноте, мы добрались до него. Там Марчину дали кислород и воду. Он остался там, а мы с Кшиштофом пришли в АВС в 22-30.

Сейчас Марчин в порядке. Он пришел в АВС, и чувствует себя хорошо. Я тоже :))

Денис, 27 февраля, 14-14

Письмо отправлено с помощью спутникового телефона газеты "Rzeczpospolita"

Спонсоры Дениса МАНАРАГА , SALICE, ЦСКА Казахстан

27 февраля, 2003 Обе команды, штурмующие зимние восьмитысячники, еще надеются на успех. Доживем до понедельника. Пока испанцы писали пулю и читали книжки в базовом лагере, ожидая окончания урагана, казахско-польская армия носилась по горе вверх-вниз, проводя боевые учения в сложных метеоусловиях...

Горячий чай

Денис Урубко и Марчин Качкан

Урубко(слева) и Качкан перед выходом из базового лагеря на восхождение. Photo by © Monika Rogozinska

Утренняя связь с лагерем 4 (7650м) была драматичной. Урубко сообщил, что его партнер Качкан ведет себя как человек, совершенно истощенный нагрузкой и отсутствием кислорода на большой высоте. Началась акция по спасению альпиниста.
Когда Урубко с большим опозданием сообщил около 9 часов из лагеря 4: - Мы спали - объясняя этим беспокоившее нас утреннее молчание, мы приняли эту информацию с удивлением, зная, что у них с Качканом был толькоодин спальник, а вместо ковриков - моток веревок. КВ ранее говорил нам о тяжелой ночи, которую он провел на полкилометра ниже в лагере 3 (7150м), при температуре . около -40С - Дуло бешено - подитожил он.

Через минуту Денис еще раз связался с базой. -С Марчином что-то происходит. Не реагирует на то, что я ему говорю. Не в состоянии зашнуровать ботинки. Врач около минуты разговаривал с Качканом. Казалось, что он думает и отвечает логично. Однако же был очень вял. Из того, что говорил Денис, следовало, что нельзя исключать начальных признаков горной болезни - отека мозга. Кончается это трагически, если альпинист не будет немедленно спущен вниз. Марчин никогда раньше не был на такой высоте. Вопреки прежним планам не взял с собой баллон с кислородом. Альпинисты не имели с собой также никаких лекарств , кроме таблетки аспирина. Когда они добрались накануне до лагеря 4, оказалось,
что палатка уничтожена, а все, что в ней находилось, в том числе аптечка,унесено ветром.

Самое главное это заставить человека, впавшего в апатию, одеться, выйти из палатки и начать двигаться вниз. Мы ждали, справятся ли с этим Денис и Мартин. С облегчением мы приняли сообщение, что они спускаются. В некоторый момент в течение минуты мы видели их в разрыве облаков на снежном поле ниже лагеря 4. Марчин медленно, но самостоятельно
спускался по перилам.

Кшиштоф Велицки и Денис Упубко

Кшиштоф и Денис в базовом лагере после спасработ . Photo by © Monika Rogozinska

Из лагеря 3 им навстречу вышел КВ с лекарствами и термосом чая, который он приготовил, а попутно сжег палатку. Очень быстро он подошел к спускающимся. Они встретились на высоте 7450м. Марчин получил необходимые лекарства. Дальнейший спуск происходил довольно быстро для этих обстоятельств. Из лагеря 1 вышли двое альпинистов с задачей поднять как можно выше баллоны с кислородом. Из АВС в "единичку" вышли двое других. Марчин справлялся со спуском неплохо. Хотя слабый и истощенный, спотыкаясь и теряя почву под ногами, падая, он все-таки спускался по перилам. Наиболее опасными были крутые ледовые склоны над лагерем 1. Участки перил имеют длину 50м. Заканчивая спуск по одному, надо перестегнуть спусковое устройство на следующий. Ошибку здесь можно совершить только один раз. Товарищи, которые пришли снизу, на последнем ледовом склоне стояли с фонариками вдоль перил, освещая Марчину отдельные места и страхуя его. В темноте, опекаемый все большей группой альпинистов, добрался он до
лагеря 1 (6030м) после 19 часов. Здесь он проведет ночь под опекой Натканьского и Зелиньского. Врач, который находится в АВС, поддерживает с ними радиосвязь. Остальные, с КВ и Урубко, спускаются в АВС, до которого еще несколько часов спуска по перилам, перехода через ледник с трещинами, а потом ходьбы по камням. Им навстречу с
горячим чаем вышли четыре их товарища.

Марчин, когда его спросили, что с ним случилось на горе, ответил по радиосвязи из лагеря 1: - Очень намахался вчера, Ночь была неприятная. Утром был вялый. Не хотелось вставать и одевать ботинки. Ощущал только большую сонливость. Потом уже, когда вышел, как-то разошелся. Последний раз ел вчера утром. Ребята дали мне питье по дороге.

Сейчас Качкан уже в хорошей форме, только очень измучен. У него нет никаких обморожений. В четверг необходимо, прежде всего, спустить Марчина в АВС и выяснить, не нуждается ли он в дальнейшем спуске вниз. Сейчас неизвестна дальнейшая судьба экспедиции, будет ли успешной еще одна атака вершины, планируемая Велицким и Урубко.

Моника Рогозинска, "Rzeczpospolita" 26 февраля 2003

(С понедельника , согласно прогноза, ураган стихнет. А эти дни - с сегодняшнего начиная- должно дуть очень сильно. На Броуд Пик у команды заканчивается пермит, у них остается времени впритык на попытку, а пока они учитались книжками в базовом лагере... - информация с www.K2climb.net)

26 февраля, 2003 Трудная ночь.

Денис Урубко и Марчин Качкан, несмотря на плохую погоду, поднялись на высоту 7630 м. (Моника указывает эту высоту, Денис считает, что согласно GPS, там высота 7750 - Е.Л.) Палатка оказалась снесенной ветром. Все снаряжение унесло ураганом.

Ночь в лагере 3 была холодной и ветреной. Трепетанье тента палатки не давало заснуть. Очень замерзли. Утром разожгли горелку, чтобы приготовить поесть. Ветер не уставал трепать палатку. Прогноз обещал, что после полудня погода станет получше. Из базы было видно синее небо. Денис и Марчин решили, что около полудня выйдут наверх в Лагерь 4.

Руководитель экспедиции Кшиштоф Велицки провел еще более трудную ночь в Лагере 2 (6780 м). "До утра не сомкнул глаз. Боялся, как бы меня вместе с палаткой не унес ветер", - сказал он утром. - Сейчас чуть потише. Попробую поспать и пойду в Лагерь 3. Выше в этой ситуации не подняться". Проведя ночь в Лагере 1, вернулись в базу Мачек Павликовски и Дарек Залуски. Они исчерпали свои физические и психические возможности, чтобы подниматься дальше. Для них экспедиция закончилась.

Целый день в базе нам докучала плохая погода. Обещаного улучшения погоды не пришло.

"Здесь такой шум от шквалов, что себя не слышу, когда говорю по радиотелефону" - прокричал уже из Лагеря 3 в базу Кшиштоф Велицки. Денис Урубко сообщил с места Лагеря 4, что палатку снесло. "Мы с Петром поставили ее как могли. Она не была как следует укреплена" - сокрушался он. Марчин Качкан дошел до него уже в темноте. Он не был так высоко на К2 и еще был не акклиматизирован. Денис поставил маленькую палатку. Они принесли с собой аварийный минимум - один спальник и горелку. Не взяли кариматов. Спали на веревках.

Во время вечернего сеанса связи Велицки напомнил товарищам в Лагере 4: "Принимайте лекарства для профилактики обморожений . Они есть в аптечке." Аптечка, однако, тоже улетела. Денис и Марчин поделились последней таблеткой аспирина. Неизвестно, какая сейчас температура на этой высоте. В Лагере 3, на полкилометра ниже, в 8 вечера было -36С.

Поздним вечером мы получили из Пакистана свежий прогноз погоды Он фатален. Быстро приближается следующий фронт облачности. Ветер может усилиться.

Моника Рогозинска, "Rzeczpospolita" 25 февраля 2003

С четверга ожидается ветер около 50 м/c. Согласно шкале Саффир-Симпсона, ветер такой силы классифицируется как ураган третьей степени, способный вызывать разрушение зданий ...

25 февраля, 2003 В среду или никогда

23 - 24 февраля, 2003 Несколько сообщений

22 февраля, 2003 Отправляясь на штурм, прапорщик поздравляет альпинистов с 23 февраля!

21 февраля, 2003

Возвращение откладывается Моника Рогозинска, 20 февраля, 2003

19 февраля, 2003 Плохие новости Моника Рогозинска, 18 февраля, 2003

18 февраля, 2003

Надо подумать Моника Рогозинска, 17 февраля, 2003

17 февраля, 2003 Убегающий компьютер Моника Рогозинска, 16 февраля, 2003

16 февраля, 2003 Письмо Дениса

15 февраля, 2003 На это невозможно смотреть Моника Рогозинска, 14 февраля, 2003

14 февраля, 2003 Письмо Дениса - есть Лагерь 4 !

13 февраля, 2003

26 января, 2003

СВЕТА НЕ ВИДАТЬ Моника Рогозинска, 23 января 2003

22 января, 2003

Письмо от Дениса Урубко - лагерь2 есть!

21 января, 2003

9 января, 2003 Следующее письмо Дениса

8 января, 2003

Сегодня пришло письмо от Дениса Урубко

7 января, 2003 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕДИЦИИ. Monika Rogozinska, 6 января 2003

5 января, 2003

Месяц работы. Monika Rogozinska, 2 января 2003

3 января, 2003 Отмена праздника. Monika Rogozinska

31 декабря 2002 Фоторепортаж Моники Рогозинской о пути команды в базовый лагерь

20 декабря 2002

Сообщение Дениса Урубко из Кашгара

16 декабря 2002 Экспедиция стартовала из Варшавы.

15 декабря 2002 Денис Урубко: Зарисовка на зимней дороге

Взойти и вернуться - поляки на К2 - немного истории

Восьмитысячники, покоренные зимой

Интервью Кшиштофа Велицкого перед экспедицией на К2

Восьмитысячники Кшиштофа Велицкого

Вохождение на К2 по тому же маршруту русской команды летом 1996 года

История покорения К2

Можно использовать любые материалы сайта с указанием имени автора и переводчика (если это перевод) Если перевод сделан специально для Russianclimb, при перепечатке он должен иметь ссылку на наш сайт. Обязательным условием является указание активной ссылки на используемый материал непосредственно под цитируемым текстом