Альпинизм в России и СНГ
Home: главные новости российского и зарубежного альпинизма

Интервью Kairn.com с Филиппом Декампом (редактором журнала Montagne Magazine) о концепции Piolet d'Or
(перевод публикуется с небольшими сокращениями)

Предисловие ExWeb:
"Дискуссии о соревнованиях в альпинизме велись еще до Второй мировой", - сказал в интервью ExWeb Артур Хайзер. "Позже, когда Месснер отказался от Олимпийской медали, они начались с новой силой".

Оценка восхождений не должна быть мудреной. Ведь каждый альпинист проделывает ее всякий раз, готовясь к следующему проекту. Есть несколько ключевых факторов: высота, крутизна, погода, расположение, предыдущие попытки и т.д. Альпинизм все же не космическая наука, то же относится и к альпинистским наградам; Но это так, пока они не становятся предметом манипуляций и политики.

Конкурс Piolet d'Or далек от настоящих соревнований. Жюри, деньги и власть решают все; а не сами восхождения. Вопрос в том, удастся ли поправить не слишком хорошую на данный момент репутацию конкурса.

На Piolet d'Or, номинанты отказались от участия, а GHM вышел из конкурса. Победитель ЗЛ за 2005 год Марко Презли вообще удивил всех своим заявлением: он сравнил конкурс с проституцией, опубликовав открытое письмо: "Медиа манипулируют восходителями. Они скептически относятся к происходящему, задают вопросы и стараются не замечать факты, которые представляют альпинисты. Я понимаю, что все не так просто. Ведь мы живем в эру, когда "правда" весьма условна".

Идет безумная борьба, которая становится все жестче. Американец Конрад Анкер выпустил пресс-релиз, в котором говорится, что он первым прошел Вторую ступень на Эвересте свободным лазанием; хотя он знал, как минимум, о том, что до него это сделал Оскар Кадиах. Тем не менее, это "дутое" достижение попало в заголовки в мировой прессе, а совсем недавно фильм про Анкера был удостоен награды на Taos Mountain Film Festival.

Новая версия фильма Дискавери "Everest Beyond the Limit" в эфире; и снова там подаются организаторы коммерческих экспедиций и чайники от альпинизма как "лучшие в мире", а лидер экспедиции велит своим гидам бросить умирающего альпиниста на маршруте, и скрывать факты. "Как им удается это сделать?" спрашивает у ExplorersWeb один из американских читателей, узнав о новом шоу Дискавери. "Мы живем в эру, когда "правда" весьма условна", - Марко сказал это совершенно верно. Outdoor медиа тесно связаны, фестивали фильмов, журналы, издатели, продюсеры имеют общих спонсоров, и поэтому пиарят одних и тех же спортсменов. Подобные истории хорошо продаются.

Вовлечение путешественников в политические игры не ново. Марко Поло был заключен в тюрьму, Колумб потерял доверие, а призывы Амундсена в Штатах в защиту Кука против Пири, любимца National Geographic, были запрещены.

Соучредитель Groupe d'Haute Montagne (French High Mountain Group или просто GHM), который основал ЗЛ, отказался от конкурса незадолго до прошлогодней церемонии. "Piolet d'Or умирает. Главное место заняли финансовые интересы"

Новые восхождения борются за номинирование, и GHM призывает к новой концепции награды - вопрос, каковы будут теперь критерии, жюри, и кто станет потенциальными кандидатами. В июле редактор Kairn.com Cedric Larcher задал вопросы Филиппу Декампу, редактору Montagne Magazine о будущем конкурса:

Kairn: Как вы можете объяснить раскол между Montagne Magazine и GHM (High Mountaineering Group) как партнерами по организации Piolet d'Or?

Philippe: "Думаю, "раскол" - слово неподходящее, я бы предпочел "уход". Руководство GHM не смогло составить программу и выбрать председателя жюри, нам пришлось все это сделать самим. Однако, за ними осталось право голоса при выборе победителя. Поэтому, между нами никогда не было настоящего конфликта.

"Я не говорю о самом основании конкурса. Но с 2000 Piolet d'Or жил благодаря энергии и финансовой поддержке Montagne Magazine и Editions Niveales."

Kairn: Но вы же не отрицаете, что именно GHM обеспечил исторически доверие к Piolet d'Or?

Philippe: "Мы искренне уважаем GMH, и у нас там много друзей. Но руководство клуба в последнее время далеко от реальности. Они доказали свою неспособность отметить и принять изменения в современном альпинизме высокого уровня. А вот Montagne Magazine, наоборот, развивает конкурс, особенно привлекая интернациональное жюри, что позволило:
- избежать "шовинистических" решений
- не пропустить без внимания лучшие восхождения
- рекламировать альпийский стиль и экспедиции с минимальной поддержкой
- не пиарить восхождения с неоправданным риском

Солидность Piolet d'Or базируется на компетентности и составе жюри, а не на участии GHM. Некоторые иностранцы даже сказали нам, что выход GHM из организаторов будет полезным, так как конкурс теперь не рискует "быть слишком ориентированным на французов".

"GHM сейчас малоактивен, и виртуально незнаком публике, которая часто путает его с другими французскими альпинистскими ассоциациями".

"GHM может вернуться в любой момент. Некоторые члены руководства клуба вызывают насмешки, выдвигая нам ультиматум. Угрожают нам ликвидацией награды в случае, если мы не включим шестого номинанта в список. Я сказал им, что они уже согласились с кандидатурами пяти номинантов, а в случае, если они предложат более серьезное восхождение, у нас еще есть время изменить список. Но пока они ничего не предложили. Я сказал тогда, что считаю, что проблема не в том, чтобы добавить шестого номинанта в список, а удовлетворить эго членов руководства клуба. И с тех пор глава комитета начал демонстрировать свое негативное отношение к Piolet d'Or

Заявления GHM распространились по Интернет, без возможности возразить им. Возможно, покажусь грубым: каждый может допускать ошибки и какое-то время не работать продуктивно. Но, утверждая, что глава GHM "весьма далек от современной ситуации", я имею в виду, что клуб не выполняет даже те небольшие обязанности, которые должен выполнять".

Kairn: Гариботти и его команда отказались участвовать в конкурсе, Презли отказался от приза, номинация украинцев аннулирована: что Вы думаете по этому поводу? Может быть, Piolet d'Or провоцирует подобные проблемы? Является ли это отражением кризиса современного альпинизма?

Philippe: "А вот это предмет для дискуссии. Позиции Гариботти и Презли гораздо интереснее, чем "наезды" GHM. Мы хотим, чтобы конкурс Piolet d'Or принадлежал альпинистскому сообществу. Мы заинтересованы в дебатах и критике. Позвольте также напомнить, что Марко написал свой текст по моей просьбе (кстати, он вовсе и не отказывался от награды, она сейчас в Словении), и я просил его изложить свои мысли для публикации в НАШЕМ журнале. Помимо этого, он опубликовал текст в Интернет. Нас не касаются опасения Марко, а также комменты Стива Хауса и Яна Парнеля (Вы знаете, что я имею в виду...) Мы никогда не планировали устаивать настоящий чемпионат. Главная задача Piolet d'Or - служить эталоном ценностей и жизнеспособности альпинизма для широкой публики. Победитель должен быть представителем, а не чемпионом мира. Не думаю, что Piolet d'Or провоцирует проблемы. Напротив, он позволяет избежать "раскруток" в медиа, как, например, в 80х, которые привели к нескольким смертельным попыткам в горах".

Комментарий ExWeb:
Итак, Филипп сказал, что именно его журнал "в отличие от GHM" позволил конкурсу развиваться, "особенно с привлечением интернационального жюри." Так дело-то и не во французах. Сложности начались, когда русские восхождения стали подвергаться критике - как раз теми самыми людьми, которые впоследствии сформировали новое жюри и стали победителями, и их друзьями англо-саксами. Это "интернационализация" или попытка "похитить" французский приз?

Стиль стал "важным" словом. Новоиспеченные "известные" альпинисты принимают изящные позы и напрягают мускулы на фото в глянцевых журналах. Не стоит забывать, что сплоченная каста SoHo снобов управляет модой; это они решают, что модно "в этом сезоне". Не каждый может публиковаться на обложке, и уж конечно, не заросшие мужики с подозрительными привычками! Не на обложке, по крайней мере.

Действительно ли это развитие - то, о чем говорит Филипп? Со скалолазанием все понятно, но альпинизм - это нечто большее, чем просто правильно решить сложную техническую проблему. Рисковать и переносить зверские условия - в этом самая душа игры - как быть с этим?

Новые парни выходят на сцену Piolet d'Or, и новая концепция гласит: Только альпийский стиль, и никакого излишнего риска. Победитель Piolet d'Or должен быть "представителем", а не чемпионом мира. Таким образом, наконец, сформулированы критерии для Золотого Ледоруба. А какое место в этой картине займет восхождение русских по Западной стене К2? Альпийский стиль - нет. Ненужный риск? Ой! "Правильные" представители? ... мм...

Продолжение интервью:

Kairn: Альпинизм и соревнование : Это - естественное состояние или основное противоречие?

Филипп: "Об этом уже говорили бесконечно... Чтобы не утомлять ваших читателей, предлагаю им посмотреть передовую статью о проблеме в MМ за апрель 2007."

Kairn: Как Вы судите на конкурсе одновременно восхождения в альпийском стиле и экспедиции в гималайском стиле, и восхождения, совершенные от Гималаев до Патагонии? Что должны оценивать объективные критерии?

Без ответа

Kairn: Насколько важны эстетические ценности восхождения и уважительного отношения к окружающей среде? Каковы критерии для этого?

Филипп: "Эти вещи также обсуждались неоднократно. Посылаю Вам текст, отражающий дух Piolet d'Or. В нем Вы найдете все ответы". (Примечание редакции: текст не присоединен к интервью).

Kairn: Каким образом организаторы конкурса могут убедиться в достоверности достижений и уважения к природе для восхождений, совершенных не во Франции?

Филипп: "У нас много надежных контактов в разных в странах. Однако, действительно, сегодня команда, совершившая восхождение, имеет возможность сфальсифицировать свое "достижение". Именно поэтому команда нашего журнала готовит ряд точных вопросов. Все документы, особенно фото, тщательно изучаются. Наша команда также выясняет все детали вместе с членами жюри, и многие сомнения исчезают в результате этого. Утро в день церемонии выборов победителя Piolet d'Or проходит очень интенсивно. Если есть вопросы или проблемы, подобно тем, что возникли с украинцами в прошлом году, мы стараемся заметить их первыми".

Kairn: Какую роль играют спонсоры? Есть ли гарантии у независимых кандидатов?

Филипп: "Коммерческие партнеры помогают организации конкурса материально. Но их поддержка не покрывает и 30 процентов стоимости мероприятия. Спонсоры не имеют права голоса при выборе кандидатов. Я могу гарантировать, что голос MM нельзя купить; это известно - к неудовольствию кое-кого! Я прежде всего доверяю людям: Если у Вас есть сведения, что что-то не так - буду рад узнать и обсудить это с Вами".

Kairn: Насколько важен Piolet d'Or для журнала MМ? Это влияет на продажи? Говоря проще, почему Вы стали организаторами конкурса?

Филипп: "Вряд ли конкурс дает какой-то эффект для продаж. Piolet d'Or рассчитан на иностранцев, из стран, где MМ недоступен. Для увеличения продаж есть другие вещи, намного более привлекательные для читателей в целом. Наша задача донести до людей, что альпинизм жив; Косвенно, безусловно, чем более живой альпинизм, тем лучше будет известен наш журнал. И еще отмечу, что этот конкурс - единственный, который приобрел действительно международный масштаб".

Kairn: создавая Asia Piolet d'Or - не боитесь ли вы потерять престиж основного конкурса? С появлением азиатской версии, возможно, возникнут аналоги на всех континентах?

Филипп: "Было бы неплохо иметь Piolet d'Or на всех континентах: Тогда ценности альпинизма сохранялись бы во всем мире. Не умаляя престижа основной награды, это могло бы стать способом осуществлять отбор кандидатов наименее спорным способом."

Kairn: GHM заявил, что сама концепция "награждения", которая является частью Piolet d'Or, устарела...

Филипп: "GHM всегда критикует то, что делают не они сами. Клуб хочет представлять элиту альпинизма, но не смог ни добавить в список номинантов ряд достижений в течение года, ни предложить президента для жюри. Позиция GHM невнятна... Они хотят Piolet d'Or без Золотого Ледоруба, конкурс без награды, жюри без журналистов, выбирающих гостей... Без ясной, прозрачной, легкой для понимания концепции награды не будет никакого контакта с публикой - как раз это и случилось с Фестивалем фильмов Deauville's - он проходил без награды, и потерял публику".

Kairn: И наконец, как Вы видите будущее Piolet d'Or?

Филипп: "ММ и издательство Niveales инвестировали много сил в популярный конкурс. Было бы странно, если бы мы, французы, рыли сами себе могилу. Я все же полагаю, что Piolet d'Or внес существенный вклад в современный альпинизм (намного больше, чем это удалось сделать журналу MМ). Есть ли другое событие международного масштаба в качестве лучшей платформы для альпинистов, чтобы представить их страсть перед широкой публикой? Мы готовы выслушать разные мнения альпинистского сообщества".

Примечания:

Агентство печати Kairn.com специализируется на событиях в горах и Outdoor соревнованиях. Созданный 6 лет назад, сегодня Kairn.com - ведущий альпинистский сайт и развивающийся источник новостей во Франции, а также международный эксперт. Соучредитель Седрик Ларкэр - альпинист и журналист.

Французское издательство Niveales печатает журналы о горах, такие как Montagnes, Vertical, Grimper, Trekmag, Snowsurf и другие. Издательство Niveales было партнером GHM по организации Piolet D'Or - GHM отвечал за концепцию и часть жюри, Niveales - за организацию информационной поддержки.

Источник: www.mounteverest.net

Перевод Елены Лалетиной, www.Russianclimb.com

2 ноября 2007

По теме:

Наш "Piolet D'Or" мертв? Пресс-релиз от GHM

Интересная статья неоднократного номинанта Piolet D'Or, написана в прошлом году. В этом году Ян Парнель также номинировался за их восхождение с Тимом Эмметом на Кедар Дом.