Новости | Библиотека | Ссылки | Английская версия

БИБЛИОТЕКА

АЛЕКСЕЙ РАСПОПОВ (Алматы)

О развитии альпинизма в Казахстане.

В этом году КазНТУ, наследник КазПТИ, а еще ранее - КазГМИ, празднует семидесятилетие со дня основания. В связи с этим запланировано проведение множества юбилейных мероприятий, в том числе спортивных.
Одним из основных спортивных мероприятий в этой связи планируется массовое восхождение на вершину им.20 лет КазГМИ. Мероприятие запланировано на весну-лето 2004г. Целью проведения является организация совместного восхождения ветеранов альпинизма, ныне действующих спортсменов - альпинистов и студентов, интересующихся горами. В первую очередь, это должно способствовать укреплению спортивного имиджа Политехнического университета, имеющего давние и крепкие традиции в альпинизме.
Вершина, на которую планируется взойти, расположенная в Аксайском ущелье, достаточно удалена от основных трасс и находится в малопосещаемом альпинистам районе, что усложняет технически организацию альпиниады.
Являясь действующим тренером горного клуба Хан-Тенгри при КазНТУ им.Сатпаева, я в данный момент занимаюсь подготовкой технической части этой программы, которая включает в себя не только проведение самой альпиниады, но и предварительные тренировочные мероприятия участников.
Собирая информацию о вершине, я познакомился с одним из первых восходителей на эту вершину,
Халтуриным Борисом Ивановичем, выпускником КазГМИ 1955 года. Он предоставил мне всю необходимую информацию о местоположении вершины, ее фотографии и картосхемы района. На мой взгляд, очерк о первовосхождении 1954-го года интересен широкому кругу читателей, поэтому я привожу его здесь полностью:

Вершина молодости нашей.

Шел 1954 год. Казахский Горно-Метллургический институт готовится отметить свой 20-летний юбилей. На собрании секции альпинизма института наш неугомонный председатель, студент-геофизик Яша Маркушин, предложил в честь этой даты организовать экспедицию в малоизученный альпинистами район Аксая, находящийся в нескольких десятках километров к западу от Алматы, совершить там несколько восхождений, одной из вершин присвоить имя родного института. Предложение было принято на "ура". Тут же поручили инициатору обратиться с предложением в ректорат института.

Из дневника Я.Маркушина:

"16 марта-днем ходили к ректору. Состав делегации: я, Боря Халтурин - мой друг, помощник и постоянный участник всех наших альпинистских "авантюр", Калифутов П.А. - завкафедрой физвоспитания, и Петя Моссур - секретарь комитета комсомола института. Техника обработки начальства была у нас отработана давно, эффективно она сработала и на этот раз. Наш ректор, Амирхан Аймагамбетович Байконуров, сразу одобрил предложение: радость наша была безмерной. Началось детально изучение намеченного района, поиски финансов, снаряжения, транспорта, а самое главное - борьба с бюрократическими препонами.

Наконец, 4-го мая из Всесоюзной маршрутной комиссии в Москве пришло долгожданное разрешение на экспедицию. Все идет полным ходом, определился окончательный состав экспедиции:
1. Маркушин Яков - геофизик
2. Андреев Александр - геофизик
3. Кайгородова Валентина - геолог
4. Халтурин Борис - горняк.
5. Сирота Антонина - геолог
6. Филиппов Юрий - горняк
7. Пелягин Юрий - горняк
8. Мусаев Алексей - горняк
9. Смагин Рэм - горняк
10. Денисенко Екатерина - горняк
11. Шкуратов Олег - металлург

Возглавил экспедицию наш постоянный тренер, один из сильнейших альпинистов-высотников Казахстана Владимир Петрович Шипилов. Научно-исследовательская работа будет проходить под руководством начальником Сектора альпинизма РК физкультуры и спорта, заслуженного тренера СССР, Михаила Эдуардовича Грудзинского. Михаил Эдуардович- участник войны, несмотря на ранение в ногу постоянно ходит в горы. Его научно-исследовательские материалы публиковались в ежегодниках советского альпинизма и других изданиях.

Вся хлопоты остались позади, и 21-го мая 1954 года мы тронулись в путь. Шел мелкий, противный дождь, дорога по ущелью - хуже некуда. То и дело приходилось помогать машине преодолевать препятствия. Но помним альпинистскую заповедь - лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В конце концов машину пришлось отпустить. Нагрузив предельно тяжелыми вьюками трех лошадей, и взвалив на свои плечи солидные рюкзаки, продолжили путь вверх по Аксайскомй ущелью. Погода совсем испортилась. Половину следующего дня сушились К вечеру подняли базовый лагерь на высоту 2600м. Перед нами открылась панорама вершин Аксая.

До цели еще один день пути. Лошадей пришлось отправить в низ: начались непроходимые для них моренные валы, обширные поля раскисшего глубокого снега. Наши рюкзаки стали еще тяжелеее. К концу дня перед нами весь ледниковый цирк Среднего Аксая. Высота 3400м. В средней части хребта красивая пирамидальная вершина - мечта альпи7ниста! Конечно же мы на нее завтра взойдем, назовем нашу белоснежную красавицу пиком 20-летия КазГМИ.
Погода вновь испортилась, повалил густой лохматый снег, но в палатке уютно шипит приму и наш начальник Володя Шипилов, священнодействуя над кастрюлями, готовит нам пищу богов. К ночи погода наконец-то наладилась.
Утром мы начинаем восхождение. По твердому насту пересекаем ледник, подходим к ребру, по которому надо подняться на вершину. В связках начинаем крутой, медленный подъем, то слева то справа обходим "жандармы". Последний перед выходом на вершину участок наиболее трудный - он покрыт скользким натечным льдом. Движение связок замедлилось, страховка усилилась. Каждый шаг осторожен и проверен. Тишина то и дело прерывается короткими командами, шумом сколотого льда. Еще немножко, еще чуть-чуть, и наконец-то мы на вершине. Уррраааа - орем охрипшими голосами, мы победили.
Как молоды мы были-

Маршрут определяем как 2А категории сложности. Высота примерно 4200м.: наш единственный научный прибор анероид окончательно отказал.

Задача ¦1 выполнена - у нашего института есть своя вершина. Любуемся окружающим нас пейзажем, жуем традиционный шоколад. Складываем каменный тур, в него записку "для грядущих дней". Начали спуск. Вскоре были на перевале, которому присвоили имя Дружба, отсюда хорошо просматривается Киргизия. С перевала поднялись еще на одну вершину, назвали ее Промежуточная, а затем поднялись и на третью. В туре обнаружили записку 1949-го года группы Труханова, они поднимались на вершину с юга, из долины реки Чон-Кемин. Вершину назвали Локомотивец. В 8 вечера довольные и счастливые спустились в штурмовой лагерь. Весь маршрут занял 15 часов тяжелой высокогорной работы. Все здорово обожглись на ярком солнце. Особенно досталось Вале Кайгородовой: ее лицо превратилось в сплошной волдырь. Сразу после возвращения снова повалил густой снег, но дело уже сделано!

Вот имена первовосходителей:
В.Шипилов, Я. Маркушин, А. Андреев, Е.Денисенко, В.Кайгородова, А.Мусаев, Ю.Филиппов, Б.Халтурин.

29-го и 30-го мая вторая штурмовая группа совершила еще 3 первовосхождения в Левом Асксае.

31-го мая экспедиция успешно завершилась, итоги ее радуют сердца и души всех участников, доставляя ни с чем не сравнимое удовольствие и собой и всем-всем. Много сделано полезного и интересного и интересного. Уточнена схема хребтов высокогорного Аксая. В карты внесены существенные поправки. Собрана коллекция горных пород, характеризующих строение района. Всего участники совершили 6 восхождений. На пяти вершинах записки оставлены впервые.

При подготовке к экспедиции 1984-го года я был приятно удивлен, когда в лагере по альпинистской подготовке пограничников в Аксайском ущелье узнал, что они постоянно пользуются отчетом о нашей экспедиции с описанием маршрутов восхождений. Показали и сам отчет - добротный документ, оформленный по все правилам альпинистской науки М.Э.Грудзинским. Не зря старались.

Прошло целых 30 лет-Теперь уже Казахский политехнический институт (КазПТИ), наследник КазГМИ, готовился отметить свой полувековой юбилей. Я уже 13 лет, как вернулся в Алмату. Родилась идея, а что если восхождение повторить?

Задумано - сделано. Секретарь парткома института Виктор Васильеваич Чесноков понял меня хорошо, суть дела понял с полуслова. Поддержала идею Федерация альпинизма. В восхождении на вершину нашей молодости приняли участие первовосходители: Маркушин Я.В., главный геофизик Алтайской Геоэкспедиции, кандидат гм н., он с отличием закончил институт и получил диплом ¦1 первого выпуска геофизиков Казахстана. На мое письмо Яша откликнулся немедленно и с радостью. С готовностью принял приглашение Юра Пелягин, мы не виделись со времени окончания института. Он все такой же подтянутый и уравновешенный. Теперь он главный инженер крупнейшего в Казахстане Текелийского Рудника, и я - Халтурин Б.И. - военнослужащий. В восхождении приняли участие и наши сыновья - мой сын Андрей, альпинист, геолог, выпускник Каз ПТИ 1979 и сын Маркушина Сергей - аспирант Новосибирского государственного университета. До последней минуты я ждал прилета Филиппова Ю. - моего лучшего друга. Мы учились в одном классе 25-ой школы, на горном факультете КазГМИ, в 1955 году вместе начинали трудиться на шахтах Сарани. !950-1951 г.г. в альплагере Горельник совершили свое первое восхождение на вершину Молодежная и выполнили нормы третьего разряда. В 1952 году с приключениями съездили на Кавказ, в 1954 году участвовали в Аксайской и Алтайской экспедициях. В 1960-1970 г.г. гонялись на Коммондорах за песцами, ходили в гости к морским львам и котикам, ловили красную рыбу рядом с камчатскими медведями, принимали грязевые ванны в Долине гейзеров. На Сахалине нас поливал океанский тайфун, на Кунашире мы купались в кислой речке и, наконец, добрались аж до "Края света" - так называется мыс на острове Шикотан. И вот, шахтное начальство не отпустило, жаль. По состоянию здоровья не смог принять предложение Мусаев.

Группу ветеранов пополнила молодежь, теперешние студенты институты во главе с секретарем Парткома В.В.Чесноковым, председателем профкома и руководителем спортклуба института, всего нас было 25 человек. Руководил восхождением выпускник института Казбек Валиев - заслуженный мастер спорта, который со свои другом Валерием Хрищатым в мае 1982 года в составе первой советской гималайской экспедиции совершили уникальное, до сих пор ни кем не повторенное ночное восхождение на высочайшую вершину мира Эверест. За это достижение Казбек пользуется "особым" расположением короля Непала Махендра Шах Девы, который пригласил его в мае 2003 года на юбилейные торжества в связи с пятидесятилетием первовосхождения на Эверест. Валерий тоже принимал участие в нашем восхождении. И Казбек и Валерий, несмотря на обрушившуюся на них славу, оказались очень простыми ребятами, чем был восхищен Маркушин.

И вот 15-го июня 1984 года мы, как и 30 лет назад, любуемся в лучах заходящего солнца вершиной нашей молодости. Ночь перед восхождением была ясная и холодная. Рано утром Казбек определили порядок следования группы. По леднику ходко подошли к подножию вершины, поднялись на перемычку и продолжили движение по скалистому гребню. Траверсировали широкий крутой кулуар, забитый плотным снегом. Подошли под сильно разрушенную скальную стенку. Начался ветер, снежная пыль слепит глаза. Еще участок некрутых скал, очень осторожной движение пол карнизом, и вот: "здравствуй вершина нашей молодости"! В этот раз мы пришли к тебе с сыновьями, было бы здорово, в следующий раз привести к тебе внуков!

На фоне спортивного флага Каз ПТИ фотографируемся на память, ветераны персонально. В традиционный тур закладываем записку. Наша, к сожалению, не сохранилась. В.В.Чесноков поздравляет всех нас с успешным восхождением, каждому из нас вручает памятный значок "50 лет КазПТИ".

Вскоре состоялись юбилейные торжества. В переполненном Дворце им.Ленина с участием Первого секретаря ЦК КПК Д.А. Кунаева мы слушали доклад о достижениях института в деле подготовки кадров для народного хозяйства Казахстана. Несколько строчек было уделено спортивным достижениям коллектива, не забыли и нас. В это время на большом экране за столом президиума шел документальный фильм, мелькнули кадры нашего восхождения. Не осталось наше мероприятие и без внимания прессы, радио и телевидения.

Прошло еще 20 лет. Теперь ужу Казахский технический университет им.К.Сатпаева, наследник КазГМИ и КазПТИ, готовится отметить 70-летний юбилей. В связи с этим обращаюсь с предложением к ректорату, юбилейной комиссии, спортивной общественности университета вновь совершить восхождение на пик им.20-летия КазГМИ, не забыв при этом ветеранов альпинизма, выпускников института-университета, нынешних студентов и преподавателей.

Несколько слов об альпинистах КазГМИ-КазПТИ. Секцию альпинизма в институте в начале 50-х годов прошлого века возглавлял до окончания института в 1954 году Яков Маркушин. В секции состояло 15-20 студентов всех трех факультетов института. Это были в основном новички и разрядники. Тренером был В.Шипилов (в 1955 году он погиб при восхождении на пик Победы). Благодаря неутомимой энергии нашего председателя, постоянно проводились различные спортивные мероприятия: тренировки, выезды в горы, занятия и соревнования по скалолазанию, восхождения а вершины. Самым значительным мероприятием была Аксайская экспедиция, о которой рассказано выше. Секция пользовалась авторитетом и уважением в городе.

Спортивные достижение альпинистов КазГМИ начала 50-х годов скромны. Мы на всю жизнь остались просто любителями гор и путешествий. Спортсмены высочайшего мирового уровня появились уже после нас. Назову из них только некоторых - это Борис Андреевич Студенин - геолог, выпускник 1957 года, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер, четырежды "снежный барс", четырежды чемпион СССР по классу высотных восхождений, по его инициативе и под его руководством в Казахстане в 1986 году был основан первый международный альпинистский лагерь "Хан-Тенгри". Это Казбек Валиев - геолог, он закончил институт в1977 году, гималаец, о нем рассказано выше. Сейчас Казбек президент Национального фонда альпинизма республики, директор МАЛ Хан-Тенгри. Это заслуженный мастер спорта Сергей Чепчев, геолог, выпускник 1971 года, гималаец. И наконец, Ерванд Ильинский, выпускник факультета автоматизации и телемеханики 1968 года, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер, президент Федерации альпинизма Казахстана. Это он подготовил сильнейшую команду мира, которая покорила высочайшие вершины всех континентов, в том числе Антарктиды, и через 2-3 года совершит восхождения на все 14 восьмитысячников мира, то, что раньше не удавалось никому - мероприятие, достойное Книги рекордов Гиннеса. Это Ильинский вел команду Президента Республики Казахстан при восхождении на пик Абая в 1995 году.

Ни один ВУЗ Казахстана не имеет среди своих выпускников столько выдающихся альпинистов.
Институту-университету есть чем гордиться.