вИЫМСКСЖЙ Ю нЛЗЗСС С зкф

АЛЬПИНИЗМ: ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ

Альпинизм - мужской вид спорта, но довольно много женщин готовы играть в те же игры. Иногда это получается хорошо. Иногда их сила духа невероятна. Здесь - всего лишь три примера.

Ирина Вяленкова | Ванда Руткевич и Жинетт Брайтон| Светлана Недосекова |

Татьяна Тимошенко | Светлана Шарипова | Наталья Дульская | Лакпа Шерпа |

Стефани Дэвис | Ольга Шиленина | Виолетта Афуксениди

Карен Мак Нейл и Сью Нотт

С удовольствием представляю Вам историю, которую отыскала в Интернете. Сама я никогда прежде не слышала имя Эрлин Блум. Эта информация собрана на разных англоязычных сайтах. Надеюсь, Вам это будет интересно. - Е.Л.

Эрлин Блум

Эрлин была руководителем более пятнадцати успешных альпинистских экспедиций, включая экспедиции на Эверест, и Мак Кинли. Она руководила женской командой на Аннапурне (первое американское восхождение на Аннапурну и первая полностью женская экспедиция на восьмитысячник - в 1978 году), провела 9-месячное путешествие длиной в 2000 миль по Гималаям (Бутан, Непал и Индия); пересекла Альпы пешком с грудным ребенком на спине.

Доктор в области биофизики и биохимии, преподает в Стэнфорде, Беркли и Уэлсли. Ее статьи и фотографии много раз публиковались в National Geographic, Smithsonian и Science. У Эрлин огромное количество наград, в том числе Золотая медаль Society of Women Geographers, до нее вручавшаася таким женщинам как Amelia Earhart, Margaret Mead и Mary Leakey. Доктор Блум ведет курсы лидерства в США плюс ежегодные курсы в Непале, Индии, иногда в Монголии и Уганде. Ее семинары популярны у людей, готовящихся участвовать в экспедициях. Кроме того, она организует трекинги в Непал и другие страны.

Эрлин Блум - автор множества книг. Мемуары "Breaking Trail: A Climber's Life" ("Прокладывая путь. Жизнь восходительницы") напечатаны в октябре 2005. Самая известная книга Эрлин - "Аннапурна: место для женщин.". (Annapurna: A Woman's Place) издана 25 лет спустя после экспедиции. Предисловие к этой книге написал Морис Эрцог. Вошла в National Geographic Adventure's "Top 100 Adventure Books of All Time."и 75 самых классных книг, отобранных Fortune Magazine. В течение месяца стала бестселлером. Сейчас считается классикой альпинистской литературы 20 века. Эрлин написала предисловие к сборнику "Leading Out: Mountaineering Stories of Adventurous Women". ("Лидерство: истории о женщинах-альпинистках"), редактор Rachel Da Silva.

Блум сейчас 57 лет, она с дочерью живет в Беркли, в доме у подножия пика Гризли. Кажется непонятным, как рядовая женщина со Среднего Запада, не спортсменка, толстушка, не слишком склонная к авантюрам, стала в конце концов руководителем таких экспедиций. Эрлин говорит о себе: "Я не гоняю на мотоцикле по хайвею - это опасно. Но за свою жизнь руководила несколькими экспедициями на восьмитысячники - там, где погибал каждый десятый. И хотя это очень опасно, я занималась этим много лет. Попробую объяснить, как мое прошлое определило такой проворот в моей судьбе. Я росла на Среднем Западе, в семье дедушки и бабушки. Они много курили. Бабушка постоянно смотрела телевизор, включенный на полную громкость в маленьком помещении. В отчаянии я сбегала зимой на улицу без пальто, стараясь спрятаться подальше от семьи, табачного дыма и телевизора. Поэтому состояние одиночества в холод и в пургу посреди холмов было близко мне с самого раннего детства. Для меня это означало безопасность.

В 60-х я училась в Reed College в Портленде, изучала химию. Мой однокурсник как-то предложил пойти с ним в горы, и я согласилась. Я никогда не занималась спортом, всего страшно боялась, и мало чего могла. Впервые увидела ледник. - и поняла, что это самое прекрасное из всего, что когда-либо мне встречалось.

Я была первой американкой, попытавшейся залезть на Эверест в 1976. (Юнко Табей взошла на Эверест 16 мая 1975 - прим ред.). Я не считала себя крутой альпинисткой. Тогда еще никто не думал, что женщин можно водить на Эверест. Первая американка взошла туда только в 1988.

После того как я посмотрела кино "Бесконечное лето""The Endless Summer" я решила сделать "Бесконечную зиму" "The Endless Winter." Много ходила в Африке, Афганистане. К тому времени, к началу 70-х, все восьмитысячники уже были покорены мужчинами, и ни один - женщинами. У меня появилась идея международной женской команды для восхождения на Аннапурну.

Я уже преподавала в Беркли, потом стала профессором в Стэнфорде, преподавала биологию человека, а потом и в Wellesley и снова в Беркли - стала руководить кафедрой биохимии.

В 1980 я целый год путешествовала по Гималаям. 2000 миль - вверх-вниз, подъемы до 7000 м и спуски в ущелья рек, то хребты, то вновь ущелья , и так до бесконечности- Это был лучший год моей эизни. Я бросила работу, решила никогда не возвращаться к химии, а только заниматься экстримом. Стала работать гидом. Никогда не доверяла клиентам - они попросту не умели принимать решения, когда их жизнь была в опасности. В книге Кракауэра "В разреженный воздух" описаны проблемы, возникшие у гидов, потому что клиенты были совершенно несамостоятельны.

Когда я вернулась домой после годового путешествия по Гималаям, мне захотелось поделиться своим опытом. Я стала вести классы о трекингах в Гималаях в Беркли, у меня было около 300 студентов, мы провели учебный сбор в национальном парке в Северном Беркли в 1983. Я не зарабатываю на жизнь писательством и курсами по экстриму. Мой источник дохода - курсы лидерства в разных странах".
----------------------------

В 1978 Эрлин Блум стала руководителем успешной женской экспедиции на Аннапурну. Ей пришлось преодолеть негативное отношение альпинистского сообщества того времени, а деньги на экспедицию она собрала, продавая футболки с надписью "Место женщины - на вершине". В этой главе из "Breaking Trail" она рассказывает триумфальную и в то же время трагическую историю о восхождении:

(отрывок из главы "Вершина Аннапурны")

В самом начале октября наша команда из десяти женщин - первые граждане США и первые женщины, осмелившиеся пойти на Аннапурну - установила четыре лагеря и снабдила их всем необходимым (едой и продуктами ) для штурма.

Пришло время ответить на вопрос, который мучал каждую из нас в течение всей экспедиции, и который все избегали обсуждать: кто пойдет на штурм? После того, как большая лавина чуть не унесла нашу съемочную группу, я и думать перестала о том, чтобы самой совершить восхождение. Моя задача лидера состояла в том, чтобы позволить команде дойти до цели как можно быстрее и безопаснее. Поскольку последнее слово было за мной, я не забывала горечь принятия решений о штурмовой группе в предыдущих экспедициях. Хотя каждой из нас пришлось так трудно в течение этих месяцев, каждая рисковала жизнью на горе, весь почет достанется лишь тем, кто действительно достигнет вершины. Я надеялась, что наша команда останется дружной и гармоничной, но я знала, что все восходители, независимо от пола, зависят не только от милостей природы, но и от своей человеческой природы. А это так непросто, особенно если учесть, что женщины могут соперничать между собой гораздо сильнее мужчин, когда окажутся на пределе своих сил в разреженном воздухе на высоте. И хотя все мы договорились, что если кто-нибудь из нас доберется до вершины, то это будет общей победой, каждая мечтала быть этим "кто-нибудь".

Десятки дней спустя, слушая записи наших разговоров по рации со штурмовой группой, я всякий раз старалась спокойно разобраться в буре эмоций. Я понимала, что мой ранний опыт, полученный от общения с родителями и бабушкой и дедушкой, был бесценным. Действительно, эмоциональная ситуация перед штурмом была очень похожа на ту, что окружала меня в юности: яростная любовь, ненависть, отчаяние сконцентировались на крошечном пространстве, а снаружи - лишь холод и жуткий ветер.

В темноте и одиночестве я по ночам обдумывала свой план, который был потом принят всей командой. 13 октября я проводила первую штурмовую группу до лагеря 4. Около 22000 футов я попрощалась с ними. Это была моя высшая отметка на Аннапурне. Мне нужно было спуститься в Лагерь 3. Я так и не увидела коричневые холмы Тибета, но важнее всего для меня было тогда, чтобы кто-нибудь добрался до вершины, и еще важнее, чтобы все спустились живыми.

Спускаясь, я услыхала необычный звук в небе над собой. Подняв глаза, я увидела клин гусей, летящих из Тибета в Индию. Пока я следила, как они огибают вершину, и представляла их путь на юг, мой дух креп. Меня вдохновил вид живых существ в этом безжизненном мире.

В день восхождения, 15 октября, восходительницы встали в 4 утра. Пока они надевали кошки, Пиро заметила дырку на своей перчатке, а ее большой палец на правой руке сильно замерз. Опасаясь возможных обморожений, Пиро сунула палец подмышку, забилась обратно в палатку чтобы отогреть его, и объявила, что наверх не пойдет. Остальные вышли в сторону вершины в 7 часов.

Я решила спускаться в лагерь 2 - там была рация, а мне надо быть на связи. Марджи и Анни последуют за мной чуть позже. Я вышла с тяжелым рюкзаком, беспокоясь о том, как одна спущусь по шестидюймовой ширины ножу Голландкого ребра. Я спускалась по ножу, придерживаясь за перила и стараясь не смотреть вниз в пропасть на другой стороне. Оглянувшись через плечо, я увидела гребень, белый, взмывающий ввысь, казалось, в бесконечность. Не помогала даже мысль "И что эта красивая еврейская девочка со Среднего Запада делает тут на 8000, спускаясь по ножу одна-одинешенька?"

Проходя последний участок льда перед лагерем 3, я провалилась по пояс в трещину, заполненную пушистым снегом. Опасаясь провалиться глубже, я пристегнулась жумаром к веревке и вылезла на поверхность. Невдалеке я увидела Кристи, которая вышла наверх помочь мне. Я сама удивилась, откуда взялись силы, когда я крикнула ей вниз: "Они на вершине?"

Из дневника Ирэн в тот день:

-Мы поднимались молча. Всю нашу энергию мы сконцентрировали на постепенном, монотонном движении к цели. Здесь ветра не было, но мы видели флаги, которые ветер сдувал с вершины. Я думала о моей семье и друзьях. Их любовь поддерживала меня на пути к вершине.

Под самой вершинной пирамидой снег оказался очень глубоким, и движение замедлилось. Верхний скальный пояс, которого я опасалась долгие месяцы, оказался несложным. Мы преодолели его легко, кошки держали хорошо, и вот мы вышли на открытый всем ветрам предвершинный гребень с карнизами. Где же вершина? Траверсировав три или четыре взлета, мы, наконец, вышли на высшую точку".

Остальные участницы, находившиеся в лагерях 1 и 2, видели в бинокли, как крошечные фигурки достигли вершины, откуда ветер сдувал снежные флаги. Радость стремительно рапространилась по лагерям по радио.

В 3:30 дня 15 октября 1978 года наша команда достигла вершины Аннапурны - 8090 м - десятой вершины планеты. Четыре альпинистки, Ирэн, Вера К,, Чеванг и Мингма, развернули американский и непальский флаги, и флаг "A Woman's' Place is on Top" и спели "Save the Whales" . Это было первое американское и первое женское восхождение на Аннапурну.