В
горах все необычно. Всегда. И все поражает необыкновенно. Меня, человека равнин,
степей даже, поразило впервые то, что там, внизу, за час ходьбы ты уходишь до
горизонта, а здесь только слегка изменится ракурс великанов, сгрудившихся вокруг.
И все здесь затруднено: дыхание, движение, транспортировка грузов, связь. И
даже в самый лучезарный, безмятежный день на горной тропинке среди альпийских
лугов, сверху, со скальных обнажений может сорваться камень, булыган, глыба. А
уж в высокогорье и камнепады с их сокрушительной скоростью и внезапностью, и лавины,
всегда коварные и непредсказуемые, тяжеловесные ледопады и гроза, от которой на
вершине не укрыться. И
еще. В горах нет мелочей. Плохо обулся - стер ноги - не ходок. Забыл солнцезащитные
очки - ослеп. Полутруп. Не оказалось подходящих крючьев на стене - кандидат на
некролог. В горах даже обычные, пустяшные происшествия могут обернуться катастрофой.
Эмиль Рей погиб, проскользнув на окатыше (круглом камешке). Британцы, связка
Нойс- Смит поленились одеть кошки на простом ледовом участке - через миг их не
стало. Может
быть, примеры и неубедительны, если не вспомнить, что это были спортсмены экстра-класса.
Эмиль Рей - величайший альпийский проводник начала 20 века. Про него и его коллегу
из Австрии - Кедербахера - современники говорили: "Институтка в связке с
Реем и Кедербахером пройдет маршрут 4 кат. cл. на Маттерхорн." Да и небрежность
Рея объяснима - он уходил от грозы по каменистому склону. Нойс
- легендарная фигура британского альпинизма. Напарник сэра Джона Ханта еще до
Второй Мировой войны, участник победной британской экспедиции на Канченджангу
под руководством Эванса. Роберт Смит - представитель молодой, послевоенной волны.
Лучший скалолаз Англии. В связке с Мишей Хергиани он прошел все сложнейшие маршруты
в горах Уэльса. Имел прекрасные достижения в Альпах. Оба, и Нойс и Смит, были
членами советско-британской Памирской экспедиции 1962 г. Роковое
восхождение на пик Гармо они совершили с советскими альпинистами Овчинниковым
и Севастьяновым. Связки были составлены так: Нойс-Овчинников и Севастьянов-Смит.
В этом варианте группа совершила восхождение, и пройдя на спуске наиболее трудный
скальный участок, подошла к короткому ледовому галстуку. Русские
предложили одеть кошки, англичане не согласились. Тогда оба Анатолия сели и стали
обувать кошки. Тогда и англичане поступили по-своему: они перестегнулись и, составив
собственную связку, двинулись вперед. Что
продиктовало им этот поступок? Нет, не лень, конечно. Была ли это бравада или
протест против советского тоталитаризма, над которым они постоянно подшучивали?
Уже не узнаем. Гибель
человека, трагическая, неожиданная, гибель человека в расцвете физических сил
на пике энергии и волевого подъема! Зачем она? Нет
ни одного из нас, который не задавал этого вопроса. Нет среди нас и того, которому
бы его не задавали. И кто? Как правило, люди, которые даже в кошмарном сне не
могут представить себе тех жертв, которые нужно принести этому идолу, этой страсти.
Холод, постоянный бесконечный холод; ветер, дождь, снег. И все это нужно испытать
прежде, чем ты удостоишься чести погибнуть? Абсурд! Горы
- сами по себе - неправдоподобно прекрасны. Их неповторимые очертания обладают
огромной притягательной силой. "Да, мы любим эти горы!" Это строчка
норвежского национального гимна. Но каждый из нас, вне зависимости, рожден ли
он вдали или вблизи гор - вправе это произнести. Но
альпинизм - это, прежде всего, спортивная дисциплина со своими правилами, традициями,
этикой и более чем 200-летней историей. Достаточно сказать, что к началу Отечественной
войны 1812 года с Наполеоном, в Альпах были покорены практически все высочайшие
вершины. И каждый из нас, кто в рамках этого вида спорта решает проблемы своих
личных амбиций или амбиций клуба, страны - полагает вопрос "зачем" некорректным.
Я целиком согласен с Меллори. На вопрос: "Зачем вы идете в горы?" он
ответил: "Оттого, черт возьми, что они существуют!" Обратите
внимание на нетипичную для англичан резкость. В ней, думается, - его отношение
к неприемлемости вопроса. Меллори - выдающийся британский альпинист. Участник
3-ей Гималайской экспедиции на Эверест в 1924 году. Погиб при попытке восхождения.
Вопрос о том, достигла ли связка Меллори - Ирвин вершины, до сих пор остается
открытым. Гораздо
уместнее другой вопрос: "Имеет ли влияние альпинизм на жизнь человечества?"
Разумеется, да. И в материальной, и в духовной сфере. Общеизвестно,
что при проведении любых индустриальных работ в высокогорье, будь то топографические,
геологические или строительные, использование альпинистской техники обязательно.
В
наши дни урбанизации к ним присоединилось и городское хозяйство со всеми этими
небоскребами. Парадоксально, но факт: в горах проведение работ требует соблюдения
начальных норм альпинизма, а вот в городах (например, на фасадах небоскребов)
- без применения высшей техники альпинизма не обойтись. Но все-таки, это отдельные
и специфические аспекты. Они задевают деятельность специалистов. А
вот есть ли такое, что задевает практически каждого человека на планете? Да, есть!
Только вот каждый человек даже этого не подозревает. А ведь это так просто: обувь
и одежда. Вспомните, что волокли с собой в качестве спальных мешков и одежды полярные
исследователи? Мех. Тяжело, влагоемко, неэффективно. А
ведь именно благодаря усилиям Швейцарского Института альпийских исследований была
проведена громадная работа по калориметрическому (теплозащитному) анализу одежды,
обуви и материалов, используемых для их производства. И. впервые за всю историю
человечества, были даны пути решения самой главной функции одежды и обуви: не
отдавать тепло, но легко удалять влагу. Сегодня все требования, выраженные в числовой,
а не субъективной форме, вошли в стандарты фирм-производителей. Для жителей умеренных
климатических поясов Земли легкая и теплая одежда и обувь - это и необходимость,
и стиль жизни. И
все-таки, самым значимым мне представляется духовный морально-этический вклад
альпинизма в жизнь человечества. Само
это слово стало символом преодоления непреодолимых препятствий. В лексику самых
разных языковых групп вошли термины, почерпнутые из альпинизма, такие, как зацепка,
опора, страховка, вершина. Самое главное из них - связка. Оно олицетворяет всю
взаимную верность двоих, всю их веру друг в друга, всю гордость за партнера и
всю преданность ему. Это
влияние альпинизма на высшие проявления человеческого духа Морис Эрцог*, первый
человек, ступивший на вершину восьмитысячника, выразил так: "Альпинизм -
это инъекция нации". Чтобы избежать двусмысленного звучания в современной
лексике, вынужден сделать отступление. Если
ты транспортируешь пострадавшего, который уже полутруп, (36 часов они провели
в ледовой трещине без еды, питья и теплых вещей), но все еще жив - это трудно.
Нас восемь человек, все мы впряжены в постромки носилок. Осталось немного, но
все мы бесконечно устали. И когда ты, работая на верхней постромке, принимаешь
весь вес на плечо, и кошки на этом крутом льду предательски ползут - думаешь:
чем же это кончится? Внизу мелькает огонек - это маячок - девушка с фонариком
в руках. Она тоже устала, озябла и ждет нас, направляя огоньком на правильный
путь. Внизу врач. И вертолетная площадка. Так вот внизу, когда пострадавший
уже переодет в сухое, и наш врач Глеб Захаренко вводит в вену кардиостимуляторы
- ты становишься свидетелем того, как землисто-серое лицо постепенно оживает,
становится розовым, глаза широко открыты и ему - австрийцу - хочется говорить,
говорить┘ И ему неважно, понимаем ли его мы, его спасатели. Вот
эту инъекцию и имел в виду Эрцог. Ведь именно в таком состоянии, как австриец
Фукс, был он сам в тот момент, когда их обнаружила группа подстраховки. *
Морис Эрцог, вместе с Лионелем Терраем совершил первовосхождение на первый восьмитысячник,
покоренный людьми. - Французской экспедицией в 1951 году. Кавалер Ордена Почетного
Легиона, министр Французской Республики по делам юношества и спорта. В результате
обморожений потерял пальцы рук. |