Въыхцсцоя ю Иуттцц ц ТСН

АЛЬПИНИЗМ: ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ

Альпинизм - мужской вид спорта, но довольно много женщин готовы играть в те же игры. Иногда это получается хорошо. Иногда их сила духа невероятна. Здесь - всего лишь несколько примеров.

Ирина Вяленкова | Ванда Руткевич и Жинетт Брайтон| Светлана Недосекова |

Татьяна Тимошенко | Светлана Шарипова | Наталья Дульская | Лакпа Шерпа |

Стефани Дэвис | Ольга Шиленина | Виолетта Афуксениди

Карен Мак Нейл и Сью Нотт | Эрлин Блум

Елена Глушко и Марина Ершова

Четверо ленинградских альпинисток - Елена Глушко, Марина Ершова, Татьяна Тимошенко и Елена Кулишова - в числе прочих кандидаток в 1991 году участвовали в отборе в женскую гималайскую сборную для восхождения на Шиша Пангму. Отбор проводила Родина в лице Госкомспорта, а конкретно - тренеры Е.Т. Ильинский, Н.Д. Черный и другие. Сначала альпинисток отбирали согласно рейтингу по стране, в баллах, где учитывались все схоженые вершины, их сложность. Потом лучших собрали на Эльбрусе - всего 18 претенденток. Надо было от Бочек добежать до Восточной вершины. Борьба была очень жесткой.

Первый день объявили разминочным, время не учитывалось. Но тренеры все вооружились биноклями - наблюдать за участницами, и те стали выкладываться по полной. Во второй день - собственно, забег на время. В результате отобрали половину. Марина, Татьяна и Елена Глушко вместе с другими девушками попали на второй этап отборок, который заключался в восхождении на пик Коммунизма. Там был акклиматизационный подъем с одной ночевкой (через пик Россия и пик Правды за один выход (была еще такая шутка - "к Коммунизму - в обход Москвы" - потому что рядом был пик Москва), возвращение в базовый лагерь, а потом уже собственно восхождение. Атмосфера у женщин, соревнующихся между собой была... блестяще сказала об этом Марина в интервью: "Задача у нас была - чтобы мы все это прошли и не поссорились. Ну мы и не поссорились. Почти..."

Команда была сформирована. Девушки, и среди них счастливицы, попавшие в заветный список, спустились в Ош и там узнали, что Родина... распалась. Экспедицию финансировать некому. Как невовремя!

Елена Глушко: "Нам сказали - девочки, а теперь готовьте по 7000 баксов - и вперед на Шишу! Если б у меня были такие деньги, я б туда поехала без всех этих неприятностей. Жаль, конечно, что экспедиция не состоялась. Мы тогда были реально готовы. Вообще, секрет замечательной подготовки очень сильных альпинистов того времени - я считаю - в том что я, например, проводила в горах 6 месяцев в году - за счет Родины. Я была инструктором, и меня отпускали с основной работы. Сейчас вряд ли кто-то может себе такое позволить".

А свой первый высотный опыт Марина Ершова и Елена Глушко получили незадолго до этих отборок - в августе 1989 года, о чем и рассказ ниже:

Первый семитысячник: "Мы будем круче Буки!"

1989 год, Памир, сбор ленинградского клуба "Горняк". Альпинисты клуба выехали для совершения восхождения на свой первый семитысячник, пик Корженевской. Участники описываемого восхождения: Лена Глушко, Марина Ершова, брат Марины - Виктор Смирнов и Сергей Арсентьев.

Елена Глушко: Перед этим, в июне-июле на Кавказе мы два месяца бегали за команду на Кавказе, выступавшую в Чемпионате Союза в техническом классе. В тот год ввели новые правила для Чемпионата Союза - выделялся район, 20 дней, и кто больше гор сходит. Все учитывалось в баллах, чисто на сами восхождения отводилось 10 дней. Началась жуткая беготня. Все участники скрывали свои планы от конкурентов. Сидим мы как-то под Щуровского внизу. Идут мимо нас парни - мы их назвали <урало-сибирская зона> - мы им говорим: "Ребята, чайку!", а они: "Нам не велено с вами разговаривать"

Марина Ершова: Набрав таким образом, прекрасную спортивную форму, мы прямо из Минвод перелетели в конце июля в Душанбе, на сбор "Горняка" - попробовать силы на высоте. Я до этого была на пике Маркса (6700) в 1984 году, и остальные примерно так же - на семи тысячах никто не был. Планировалось подниматься по классике с высотными лагерями, как положено. Начальником сбора был Клюнин, а для помощи ему старшим тренером пригласили Сергея Арсентьева. Сергей приехал как раз с Канченджанги, и поскольку он скорешился там с Букреевым, проникся идеями восхождений на высокие горы в альпийском стиле, и всякое такое, ему было, конечно, скучновато уже ходить как все. После первого выхода на 5100, куда мы в быстром темпе поднялись, померяли пульс, Арсентьев нам сказал: "Вы такие девки здоровые, активные и спортивные - не сходить ли с вами на гору без ночевки?" А мы были действительно здоровые, спортивные:и считали что все можем.

Виктор Смирнов: Сергею с нами очень нравилось - хорошая здоровая компания. Весь сбор разбился на группы, по силам и интересам. У нас сформировалась своя компания - мы с Мариной, Лена. И Мафия (Мафия - прозвище Сергея Арсентьева - прим ред.) примкнул к нам.

Все на сборе было рассчитано - кому, как, с кем идти. Нам прочитали лекцию по гималайской тактике. Согласно ей, планировался первый выход, потом второй, а на третьем все идут на вершину. 5100 и 5300 пропускаем - потому что мы акклиматизированные, поднимаемся на 5800. ночуем, потом 6100 пропускаем, поднимаемся на 6300, ночуем, и потом идем на вершину. Кто не может на 6300 - поднимается на 6100 и т.д. И вот, накануне выхода из базового лагеря, мы начинаем собираться - и вдруг Мафия залезает к нам в палатку и говорит: "А мы пока не собираемся". Мы удивились: "Серега, а почему?"

Когда он понял, что мы можем больше, чем все - он подал эту идею. Причем предложил весело обыграть сюжет - "победить Буку". Он нам рассказал про тенденцию скоростных восхождений на высокие горы, и сказал, что считает, что нам это вполне по силам.

Марина: Да, у Арсентьева была такая идея - "Мы победим Букреева:" Бука здоровый был, но с женщинами никогда не ходил на скорость, и у них с Арсентьевым как бы соревнование негласное было - кто круче, и Арсентьев нам говорит: "Ребята, есть у меня такой шанс с вами Буку обойти". И вот под девизом "Победим Буку!" мы и пошли.

Виктор: Бука, правда, на Корженеву на скорость не ходил, он сходил на Хан тогда.

Лена: И мы очень доверяли Арсентьеву. У него был дар убеждения. Мы ведь не знали, как нам придется высота, это был только первый высотный опыт...

Виктор: Мы восприняли это так - раз Мафия сказал - значит, это правильно. Раз говорит, что можем - значит сможем. Еще один нюанс - он нам объяснил, что это нельзя разглашать всему сбору. Мафия-то понимал, какой базар потом из-за этого возникнет, что это не очень хорошо в плане коллективизма и т.п.. Согласно его плану, мы должны были выйти не в эту ночь, а на следующую. Нам нужен был предлог, чтобы так поступить, и мы объявили, что пропускаем ночевку на 5800, и поднимемся сразу на 6300. Все ушли, а мы весь следующий день сидели и обсуждали, как нам идти. Мафия все рассчитал своим математическим мозгом, не разрешив нам взять ни одной лишней вещи. Иначе нам не взойти. Конечно, на маршруте были свои ребята, палатки на 5800 и на 6300, на 6300 сидят люди - это была серьезная подстраховка.

Мы вышли в 2 часа ночи, 9 августа. В 9 утра пришли на 5800 - там все участники нашего сбора только проснулись, а мы пришли снизу - только размялись. Просквозив мимо них, на 6300 мы пришли тоже довольно скоро. Здоровья тогда было много: Там были люди, они собирались выходить. Мафия встал во главе. На поле перед вершинным взлетом наша группа уже топтала впереди, потому что тем, кто ночевал на 6300, было еще тяжелее чем нам, а нам было тяжело. А позади растянулись восходители.

Половина из тех, кто переночевал на 6300, стартовать наверх не смогли и вернулись в палатки. У них это была вторая ночевка после 5800, а это очень тяжело. Но все, кто вышел из палаток и попытался взгромоздиться наверх, рано или поздно на вершину все-таки выползли.

Марина: Мне было очень тяжело, в какой-то момент я стала считать шаги. Сначала 25 шагов - отдых, потом 15 шагов - отдых, потом 10 шагов - отдых, потом дошла уже до 3 шагов. Я вижу - вот уже вершина рядом и понимаю, что темп падает и падает, и никак туда не попасть... Правда, были люди, которые делали шаг и падали...

Лена: В следующий раз я уже ходила на Корженевскую, как положено, с ночевкой - и это гораздо тяжелее оказалось.

Е.Л.: Ну, вы сейчас консультаций-то надаете, и попрут начинающие...

Виктор: Такие скоростные восхождения могут делать только очень подготовленные люди, или под руководством опытного, а обычный человек просто не сможет спуститься - он там останется...

Марина: Да, наш спуск был...

Итак, мы все ползли на вершину. Мы трое все практически одновременно взошли. А Мафия носился по склону, как по асфальту - туда-сюда, следил, чтобы никто не потерялся, не отстал, чтобы все дошли. Он всех пас - и знакомых и незнакомых людей, кого надо напоить чаем - там на вершинном гребне было очень ветрено, плохая погода была.

Виктор: Нам с погодой не очень повезло. Накануне выхода погода звенела, к вечеру давление упало. Мы когда проснулись, чтобы собираться - небо в тучах. Мафия говорит: "Фигня - непогода сразу не наступает, у нас есть день, прорвемся!".

Марина: Так и было. Притащились мы на вершину, сидели там долго, целый час, пока не подойдут все. Начали спуск. А нам-то надо было побыстрее вниз - нам же в базовый лагерь, а не до палаток. И вот в какой-то момент, наверное на 6700, мы сели передохнуть, и у меня крыша поехала. Я сказала, что мне плохо и стала требовать зеленую таблетку - дескать, я без нее просто не могу жить, двигаться, дышать. А в аптечке были только розовые, но я долго объясняла, что мне надо именно зеленую, что это цвет жизни, и т.д. Тогла Мафия сказал: "Ладно, тогда вы посидите здесь, а я сбегаю вниз в лагерь за веревочкой, потом вернусь и спущу вас. И таблетку принесу". После этого до меня как-то дошло что это 6700 и что, если я хочу спуститься в лагерь, то надо вставать и идти.

Виктор: Это вот очень характерный пример. Серега был настояший политик. Он всегда умел подобрать слова, сделать нужный ход, а сразу "в лоб" никогда не убеждал. Он просто не мог Марину уговорить пойти дальше. Она упиралась. Правда, мы с Леной тоже были хороши. Сергей тогда гениально придумал эту фишку, что он сходит вниз. Сразу подействовало.

Марина: А когда мы все-таки встали и пошли вниз, стало сразу как-то легче. На 6300 наши ребята со сбора как раз поставили палатки. Когда мы пришли туда, ребята на нас страшно обиделись -решили наверное, будто они для нас просто как высотный спасотряд ("если бы с вами что-то случилось, нам бы пришлось все бросить, и спасать вас"). Обида была страшная. Нас поразило, что никто не вылез из палатки, не предложил чаю. Я поняла, что у нас будут проблемы. Ребята сходили на вершину на следующий день, но далеко не все - погода испортилась.

Виктор: До этого момента мы не задумывались об этом, а тут мы поняли, что на нас обижены, и что мы, по мнению других, совершили что-то не совсем хорошее:

Марина : Ниже 5800 тропа каменистая, когда сухо - по ней нормально идти, а мы шли уже по мокрой, в снегу - очень скользко и опасно. Я постоянно падала.

Лена: Когда мы спустились на 5300 (где стояла наша палатка, мы ее на тренировочном выходе оставляли), Сережа туда залез и сказал, что дальше не пойдет . Мы стали его уговаривать, что будем очень хорошо идти, и не будем больше падать, и дойдем до базового лагеря. Мы Серегу убедили: такой подвиг совершили, остался последний рывок, нужно дойти. И ему пришлось.

Марина: И около 12 ночи притащились в лагерь. Все спали. Мы ходили 22 часа. Удовольствие получили.

Лена: Сначала нас "свои" грязью полили. А на следующий день иностранцы какие-то поняли, что мы что-то такое особенное сделали

Виктор: Ну, вся поляна приходит, расспрашивают - как это удалось, а наши нас вопринимают как врагов народа.

Марина: Мы в восхождении на пик Корженевской отошли от правил, и нас в первое время вообще заклеймили позором и хотели даже со сбора выгнать.

Лена: Оценка была двоякая - с другой-то стороны все понимали, что мы сделали что-то такое классное, новое... А потом сбор продолжался, и мы делали восхождение на Коммунизма. Там начались спасработы (не нашего сбора), и мы вынуждены были провести больше недели на 6100, на плато, и после этого за день сходили с 6100 на вершину.

Марина: На высоте надо смотреть внимательно, кто как ее переносит. Нам было уже лет по 30, не дети, кроме того, мы Сереге верили безгранично, а он все рассчитал - безопасность и прочее. Сейчас кто-то прочтет и подумает - <вот женщины сходили, значит, и мне по силам>. Нельзя так рассуждать, нужно ориентироваться на свое состояние очень внимательно. Я сходила потом много раз на семитысячники, и на два восьмитысячника, и могу сказать - тогда на пике Корженевской нам было очень тяжело, потому что с самого низа до вершины - это на пределе.

Е.Л.: от себя добавлю, что у Лены в базовом лагере была шестилетняя дочка Катя, а Марина за год до этого родила сына.

Свидетельскме показания участники событий давали в пятницу, 13 января, в Старый Новый Год, 2006. Записала и подготовила Елена Лалетина.